Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Верховного суда Республики Саха от 13.03.2015 по делу N 3-12/15 <О признании недействующей части 4 статьи 23 Закона Республики Саха ">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 марта 2015 г. по делу № 3-12/15

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

Судьи Дмитриевой Л.А.

при секретаре Никитине В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске

дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 4 статьи 23 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.04.1994 З № 7-I "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)"

установил:

22 апреля 1994 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 8-I принят Закон Республики Саха (Якутия) от 22.04.1994 З № 7-I "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон РС(Я)), опубликованный в печатном издании "Якутские ведомости", № 17, 25.05.1994.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 4 статьи 23 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.04.1994 З № 7-I "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)".
В обоснование заявления указано, что часть 4 статьи 23 Закона РС(Я), устанавливающая ежемесячное возмещение расходов народному депутату, связанных с его депутатской деятельностью, в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда с начислением районного коэффициента по месту жительства, противоречит ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", которым не предусматривается применение минимального размера оплаты труда для других целей, кроме оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
При этом прокурор ссылается на постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П, которым указано, что конституционно - правовая природа института минимального размера оплаты труда, согласно статьям 7 (часть 2) и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предполагает установление того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей. Придание минимальному размеру оплаты труда более широких функций (в том числе использование его в качестве норматива при расчетах платежей в сферах, не связанных с трудовыми отношениями) не согласуется с конституционно - правовой природой этого института.
В судебном заседании прокурор Ефремов Д.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, просит признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей часть 4 статьи 23 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.04.1994 З № 7-I "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)".
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 12.01.2015 г. № 1ГС-18, в судебном заседании пояснил, что Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) принимаются все меры по приведению в соответствие части 4 статьи 23 Закона РС(Я) федеральному законодательству, а именно: в повестку пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я), назначенного на 25-26 марта 2015 года, внесен проект закона о внесении изменений в статью 23 Закона РС(Я). Однако для принятия соответствующего Закона РС(Я) о внесении изменений в оспариваемую норму необходимо соблюдение определенного процессуального порядка его рассмотрения, что предполагает, в частности, и временные затраты, в связи с чем просит отказать в удовлетворении заявления прокурора.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
22 апреля 1994 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 8-I принят Закон Республики Саха (Якутия) от 22.04.1994 З № 7-I "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)", опубликованный в печатном издании "Якутские ведомости", № 17, 25.05.1994.
Вопросы установления общих принципов организации органов государственной власти отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
Правоотношения в указанной сфере регламентированы Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).
Названным актом определены вопросы образования, формирования, деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти.
Пунктом п. 4 ст. 10 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ закреплено, что статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В силу подп. "б" п. 1 ст. 5 упомянутого Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Следовательно, Закон РС(Я), определяющий права, обязанности и ответственность народного депутата Республики Саха (Якутия), предусматривающий основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им своих полномочий, принят в пределах компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 4 статьи 23 Закона РС(Я) установлено, что народному депутату ежемесячно возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда с начислением районного коэффициента по месту жительства.
Однако, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 19.06.2002 № 11-П, следует, что конституционно - правовая природа института минимального размера оплаты труда, согласно статьям 7 (часть 2) и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предполагает установление того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей. Придание минимальному размеру оплаты труда более широких функций (в том числе использование его в качестве норматива при расчетах платежей в сферах, не связанных с трудовыми отношениями) не согласуется с конституционно - правовой природой этого института.
Таким образом, федеральное законодательство не устанавливает возможность исчисления иных выплат, в том числе денежной компенсации на расходы, связанные с депутатской деятельностью, в размере кратном минимальному размеру оплаты труда.
Следовательно, требования прокурора о признании оспариваемой правовой нормы противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению, подлежат удовлетворению.
Доводы представителя заинтересованного лица о принятии со стороны законодательного органа субъекта РФ необходимых мер, направленных на приведение оспариваемой нормы в соответствие с федеральным законодательством, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку предметом судебного разбирательства по настоящему делу является проверка соответствия положения нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, а не оспаривание действий (бездействия) органа государственной власти субъекта РФ.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора, и признании названных оспариваемых положений Закона недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 4 статьи 23 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.04.1994 З № 7-I "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)" удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей часть 4 статьи 23 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.04.1994 З № 7-I "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)" со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 18.03.2015 г.

Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА


------------------------------------------------------------------