Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Верховного суда Республики Саха от 23.04.2015 по делу N 3-22/15 <О признании частично недействующими пунктов 4 и 5 статьи 1 Закона Республики Саха отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. по делу № 3-22/15

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Дмитриевой Л.А.

при секретаре Никитине В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске

дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 4 и 5 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З № 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

установил:

30 мая 2006 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 712-III принят Закон Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З № 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон РС(Я)), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", № 47, 27.06.2006, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 31, 01.08.2006.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З № 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В обоснование заявления указано, что согласно пунктам 4 и 5 статьи 1 Закона РС(Я) органы местного самоуправления наделены полномочиями соответственно по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в муниципальных учреждениях, опекунских и приемных семьях, путевок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные организации (при наличии медицинских показаний) с оплатой проезда к месту лечения и обратно в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия); по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных организациях, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований, бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
По мнению прокурора, вышеприведенные правовые положения регионального законодательства не соответствуют части 2 статьи 7, части 10 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которыми указанные меры социальной поддержки предоставляются не только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании прокурор Посельский Ф.В. требования поддержал в полном объеме, просит заявление удовлетворить, признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 4 и 5 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З № 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Суду при этом пояснил, что частичное воспроизведение норм федерального закона в региональном нормативном правовом акте, принятом по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, влечет противоречие данного акта законодательству большей юридической силы, поскольку устанавливает иное правовое регулирование.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 12.01.2015 года № 1ГС-18, в судебном заседании пояснил, что Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) принимаются все меры по приведению в соответствие пунктов 4 и 5 статьи 1 Закона РС(Я) федеральному законодательству, а именно: в повестку пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я), назначенного на 27 - 28 мая 2015 года, внесен проект закона о внесении изменений в статью 1 Закона РС(Я). Однако для принятия соответствующего Закона РС(Я) о внесении изменений в оспариваемую норму необходимо соблюдение определенного процессуального порядка его рассмотрения, что предполагает, в частности, и временные затраты, в связи с чем просит прекратить производство по делу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
30 мая 2006 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 712-III принят Закон Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З № 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", № 47, 27.06.2006, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 31, 01.08.2006.
В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По правилам части 10 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств федерального бюджета по основным образовательным программам, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления путевок в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплаты проезда к месту лечения и обратно.
В силу части 5 статьи 66 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Следовательно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, продолжившие получение среднего общего образования после достижения 18 лет, являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеют право на получение дополнительных гарантий по обеспечению бесплатным проездом.
Между тем, по смыслу пунктов 4 и 5 статьи 1 Закона РС(Я) соответствующие меры социальной поддержки в виде предоставления путевок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные организации (при наличии медицинских показаний) с оплатой проезда к месту лечения и обратно в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия), а также обеспечения бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Системный анализ вышеприведенных положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что пункты 4 и 5 статьи 1 Закона РС(Я) в противоречие федеральному законодательству не содержат указания на предоставление соответствующих мер социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Такая редакция оспариваемых правовых норм субъекта Российской Федерации по сути умаляет установленные на федеральном уровне гарантии названных лиц, что недопустимо в отношении предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Следовательно, требования прокурора, касающиеся оспаривания пунктов 4 и 5 статьи 1 Закона РС(Я), правомерны и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя заинтересованного лица о принятии со стороны законодательного органа субъекта РФ необходимых мер, направленных на приведение оспариваемых норм в соответствие с федеральным законодательством, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку предметом судебного разбирательства по настоящему делу является проверка соответствия положения нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, а не оспаривание действий (бездействия) органа государственной власти субъекта РФ. Данные обстоятельства также не предусмотрены процессуальным законодательством в качестве основания для прекращения производства по делу.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых положений Закона РС(Я) недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 4 и 5 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З № 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 4 и 5 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З № 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части отсутствия положений по предоставлению лицам из числа детей-сирот и без попечения родителей, путевок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные организации с оплатой проезда к месту лечения и обратно, а также обеспечения их бесплатным проездом на городском, пригородном, внутрирайонном транспорте, один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 28.04.2015 г.

Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА


------------------------------------------------------------------