Типы документов

Реклама

Партнеры


Распоряжение Правительства РС от 08.05.2015 N 458-р "Об утверждении Методических рекомендаций по оптимизации расходов местных бюджетов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 мая 2015 г. № 458-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2015 г. № 323 "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Саха (Якутия) в 2015 году", в целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Саха (Якутия):
1. Утвердить Методические рекомендации по оптимизации расходов местных бюджетов согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Республики Саха (Якутия) принять планы первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития муниципального образования в 2015 году.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения оставляю за собой.

Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия)
П.МАРИНЫЧЕВ





Утверждены
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 8 мая 2015 г. № 458-р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

I. Общее положение

Настоящие методические рекомендации разработаны во исполнение Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2015 г. № 323 "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Саха (Якутия) в 2015 году", в целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Саха (Якутия).
Настоящие методические рекомендации применяются при составлении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития муниципального образования.

II. Основные принципы формирования местных бюджетов

1. В рамках существующих тенденций замедления темпов экономического роста при формировании проекта местного бюджета необходимо исходить из консервативных сценариев прогноза основных параметров бюджета.
2. Подразделить все расходные обязательства целесообразно на три группы в зависимости от приоритетности расходов и срока действия обязательств по времени:
первая группа - обязательства, не подлежащие сокращению при любых сценариях развития экономики;
вторая группа - обязательства, возможные к сокращению, начиная с года, следующего за отчетным финансовым годом;
третья группа - обязательства, возможные к сокращению в очередном финансовом году.
Баланс между доходами и расходами местного бюджета достигается исходя из того, что финансирование расходов первой группы обеспечивается при реализации пессимистичного (консервативного) прогноза развития экономики, а расходов первой и второй групп - при реализации базового варианта прогноза развития экономики. В случае развития ситуации с доходными поступлениями муниципального образования по базовому сценарию расходы третьей группы не осуществляются.
3. Включение в бюджет в первоочередном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, отраженных в реестре расходных обязательств. Принятие новых расходных обязательств осуществлять лишь в объеме разницы между объемом действующих обязательств и бюджетными доходами и источниками финансирования дефицита бюджета на плановый период. Данная мера является эффективным инструментом обеспечения финансовой устойчивости бюджета, так как поможет избежать ситуации, когда в условиях невыполнения уже принятых обязательств принимаются новые обязательства, в результате чего нагрузка на региональный бюджет существенно возрастает.
4. Взвешенный подход к участию в государственных программах Республики Саха (Якутия) с учетом возможности местного бюджета по обеспечению обязательного объема софинансирования.

III. Основные направления оптимизации расходов
местных бюджетов

Девальвация рубля, рост процентных ставок по кредитам и ухудшение экономической ситуации в России с осени прошлого года не могут не сказаться на субъектах малого и среднего предпринимательства.
Растущие процентные ставки по кредитам, а также в целом ограниченность возможностей получения кредитов, направляемых на развитие малого и среднего бизнеса, могут повлечь за собой закрытие таких предприятий и тем самым снижение поступления налогов на совокупный доход, являющихся источником формирования доходной части бюджетов муниципальных образований.
Поступления по данным видам в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) на 2015 год (при расчете исходных данных) предусмотрены в объеме:
2 005,9 млн рублей по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
1 011,2 млн рублей по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
На федеральном уровне рассматривается вопрос предоставления права субъектам Российской Федерации снижать ставки:
налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы", с 6 процентов до 1 процента;
налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, с 15 процентов до 7,5 процента.
В период существующих тенденций замедления темпов экономического роста в целях обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований:
1. Необходимо обеспечить взаимодействие с налоговыми органами в целях повышения собираемости налоговых доходов в первую очередь по региональным и местным налогам.
2. Усилить работу комиссии по мобилизации доходов, в которую входят представители муниципального образования и налоговые органы. В полномочия данной комиссии может входить рассмотрение дел неплательщиков налогов. Мероприятия в данной области включают в себя работу по сокращению и ликвидации задолженности, в том числе по начисленным штрафным санкциям.
3. Муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия) для обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры рекомендуется принять комплекс мер по обеспечению экономической и социальной стабильности.
4. Оптимизация бюджетной сети и органов управления:
организация мониторинга бюджетной сети (количество бюджетных учреждений, количество персонала, используемые фонды, объемы и качество предоставляемых муниципальных услуг в разрезе бюджетных учреждений);
оценка потребности в бюджетных учреждениях с учетом необходимого (желаемого) уровня обеспеченности муниципальными услугами, в том числе исходя из сложившейся структуры расселения;
разработка и утверждение программы реструктуризации бюджетной сети (по отраслям), включая изменение типа существующих муниципальных учреждений, перепрофилирование бюджетных учреждений, присоединение отдельных учреждений (объединение нескольких) к другим организациям, ликвидацию бюджетных учреждений, в том числе деятельность которых не соответствует полномочиям, возложенным на публично-правовое образование, которое является его учредителем, а также не соответствует профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
обеспечение оценки влияния результатов реструктуризации бюджетной сети на удовлетворенность населения предоставляемыми муниципальными услугами (результаты опросов). С учетом результатов оценки определить дальнейшие планы по реструктуризации бюджетной сети;
выведение непрофильных услуг (работ), исключение невостребованных услуг (работ);
повышение эффективности расходов на содержание учреждений (установление нормативов на использование основных средств и материальных ресурсов), в том числе использования зданий, находящихся в оперативном управлении (переезд учреждений в помещения с наименьшей площадью, консервация свободных площадей, передача части площадей учреждений в долгосрочную аренду);
оптимизация лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов муниципальных учреждений; обеспечение энергоэффективности в бюджетном секторе;
снижение затрат на предоставление единицы услуг (выполнение работ за счет прогрессивных технологических решений, оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом установления предельной доли этих расходов в фонде оплаты труда не более 40%);
привлечение частного сектора для предоставления муниципальных услуг;
организация работы с населением и работниками бюджетных учреждений с целью повышения уровня общественной поддержки процесса оптимизации бюджетной сети;
создание централизованных бухгалтерий, в том числе создание единой централизованной информационной системы учета и отчетности в органах местного самоуправления;
создание образовательных центров в районных центрах (присоединение к школе детского сада, других школ и учреждений дополнительного образования детей);
передача несвойственных функций муниципальных учреждений на аутсорсинг (организация теплоснабжения, организация питания школьников, уборка помещений, транспортное обеспечение обучающихся), вывод медицинских работников детских садов и школ в систему здравоохранения;
реорганизация органов местного самоуправления путем присоединения агентств и служб муниципального образования, выполняющих в том числе переданные отдельные государственные полномочия. В рамках работы по формированию расходов на содержание органов местного самоуправления сокращение служебных командировок, расходов на подписку на периодические издания, информационное освещение деятельности органов местного самоуправления;
передача части полномочий (функций) органов местного самоуправления по предоставлению муниципальных услуг в многофункциональные центры;
изменение организационно-штатной структуры местной администрации (объединение финансовых, кадровых и материальных ресурсов). Кроме того, оптимизация структуры при добровольной передаче полномочий в сфере культуры и библиотечного обслуживания с уровня поселений на уровень муниципального района;
установление дифференцированного подхода к снижению размера выплат стимулирующего характера муниципальным служащим и работникам учреждений за совершение грубых финансовых нарушений.
5. Меры социальной поддержки:
проведение инвентаризации социальных выплат и льгот, установленных органом местного самоуправления, и их пересмотр на основе принципов адресности и нуждаемости;
введение нормативно-подушевого финансирования исходя из численности контингента;
исключение в муниципальном законодательстве норм об обеспечении отдельными социальными выплатами категорий лиц, имеющих возможность получать соответствующие выплаты за счет средств федерального и или регионального бюджета (лекарственное обеспечение);
отмена социальных выплат исходя из повышения оплаты труда работников бюджетных учреждений, как следствие, повышение уровня жизни указанных категорий населения (например, выплаты педагогическим работникам при выходе на пенсию).
6. В области жилищно-коммунального хозяйства:
реализация программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, реализация положений заключенных концессионных соглашений, утвержденных инвестиционных и производственных программ, направленных на повышение надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг и установление экономически обоснованных тарифов на ресурсы, приобретаемые в целях оказания коммунальных услуг;
реализация муниципальных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
7. Субсидии юридическим лицам:
оценка эффективности предоставления из местного бюджета субсидий юридическим лицам;
разработка мероприятий по оздоровлению и выводу убыточных организаций на рентабельный уровень;
оценка всех видов муниципальных преференций юридическим лицам (льготы, субсидии, компенсация процентных ставок по кредитам, гарантии и др.) и финансового результата для местного бюджета;
оптимизация (сокращение) отдельных видов преференций.
8. Управление инвестициями:
провести анализ целесообразности завершения ранее начатого строительства;
включать в местные бюджеты (перечень капитальных вложений) объекты капитального строительства с финансированием в очередном финансовом году только при наличии утвержденной проектной документации, а в случае ее отсутствия только на плановый период при условии наличия заключений об эффективности использования бюджетных средств (оценка эффективности и экономической целесообразности проектного решения и обоснованности сметной стоимости);
сокращение случаев авансирования капитальных расходов, объекты с низкой стоимостью оплачивать после введения в эксплуатацию;
установление минимального размера фактически произведенных подрядчиком расходов, только при достижении которых осуществляется их оплата;
осуществлять капитальные расходы, способствующие снижению текущих затрат в среднесрочной перспективе (например, внедрение ресурсосберегающих технологий или затраты на реструктуризацию бюджетной сети).
9. Повышение эффективности планирования муниципального задания:
стоимость одной и той же услуги вне зависимости от учреждения должна оказываться по одному нормативу затрат (исключение - учреждения в городе и на селе);
стоимость услуги, оказываемой за счет средств бюджета, не может быть выше, чем стоимость такой же услуги, оказываемой потребителю на возмездной основе;
повышение эффективности планирования муниципальных заданий (доведение за исключением остатков на счетах на 1 января текущего года для бюджетных и автономных учреждений с учетом оценки эффективности выполнения муниципального задания).
10. В целях повышения эффективности муниципальных закупок основываться на следующих критериях:
обоснованности закупок, начальных (максимальных) цен контрактов, комплектности приобретаемого товара, его технических характеристик;
стремления к экономии в ходе закупочных процедур при условии соблюдения качества и требований законодательства;
проведении экспертизы качества поставленного товара, результатов выполненной работы;
создание комиссии по повышению эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципального образования (исключение необоснованных видов и объемов работ, прочих затрат из проектов смет на реконструкцию, ремонт и строительство, которые являются составной частью технико-экономического задания, что приводит к значительному уменьшению начальной максимальной цены контракта, выявление и предотвращение закупок "предметов роскоши");
создание реестра муниципальных закупок с указанием примерных цен по всем товарам.
11. Принятие мер, направленных на сокращение объемов дебиторской и кредиторской задолженности и обеспечивающих:
инвентаризацию числящейся на балансовом учете дебиторской задолженности;
выявление безнадежной к взысканию дебиторской задолженности;
взыскание задолженности по платежам в местный бюджет;
пересмотр существующей задолженности местного бюджета (как кредиторской задолженности, так и предъявленных исков к казне) на предмет ее достоверности.
12. До принятия соответствующего решения на уровне Министерства финансов Республики Саха (Якутия) не планировать в решении о бюджете привлечение бюджетных кредитов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

IV. Эффективное управление муниципальным долгом

Рекомендуется осуществлять управление муниципальным долгом муниципального образования с учетом следующих подходов:
1. Проведение ежегодного анализа объема и состава задолженности, в том числе с точки зрения сроков погашения, стоимости обслуживания заимствований, влияния на общую платежеспособность, разработка и применение механизма оценки эффективности заимствований.
2. Сокращение объема привлечения краткосрочных заемных средств на срок менее одного года (оптимальный уровень - не более 10% объема заимствований), их привлечение только для поддержки текущей ликвидности (рекомендуется не использовать краткосрочные заимствования для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов).
3. Добиваться равномерности выплат по обслуживанию и погашению долга (наличие "пиков" выплат по долговым обязательствам негативно сказывается на текущей ликвидности и требует заблаговременного создания крупных резервов; равномерный график погашения и обслуживания долговых обязательств позволяет повысить финансовую стабильность и эффективность использования финансовых ресурсов при неизменном уровне долговой нагрузки), оптимальный уровень годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга муниципального образования - не более 10% годового объема налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.
4. Предпринимать меры к сохранению уровня муниципального долга муниципального образования и расходов на его обслуживание на безопасном уровне при условии, что объем муниципального долга муниципального образования к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений не превышает 50%, а доля расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования в общем объеме расходов бюджета не превышает 5%.
Муниципальным образованиям также рекомендуется при проведении долговой политики учитывать возможное резкое снижение доступности кредитных ресурсов коммерческих банков, в том числе в связи с ростом ставок при привлечении кредитов. При прогнозировании привлечения кредитных ресурсов целесообразно рассчитывать на объем, не превышающий потребность средств на погашение ранее осуществленных заимствований.
Отдельные муниципальные образования планируют получение значительных объемов бюджетных кредитов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) при формировании проекта местного бюджета на очередной финансовый год (плановый период). Планирование привлечения бюджетных кредитов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в местный бюджет до принятия соответствующего решения на республиканском уровне является недопустимым.
Рекомендуется также ограничить объем предоставляемых муниципальных гарантий. В этой связи муниципальным образованиям рекомендуется:
1) воздержаться от дальнейшего наращивания объема муниципальных гарантий;
2) предоставлять гарантии только при наличии соответствующего обеспечения;
3) утвердить формализованную процедуру отбора претендентов на получение гарантии;
4) усилить контроль за финансовым состоянием принципала при предоставлении муниципальной гарантии.


------------------------------------------------------------------