Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Конституционного суда РС от 16.10.2015 N 4-П "По делу о проверке конституционности положений Указа Президента Республики Саха "



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Республики Саха (Якутия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2015 г. № 4-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ УКАЗА
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 9 ОКТЯБРЯ 2010 ГОДА
№ 292 "О ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАВШИМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе Председателя А.Н. Ким-Кимэн, судей Ю.Н. Бацева, Е.М. Винокурова, Г.Г. Кононова, В.Н. Прокопьева,
с участием народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Ю. Федорова, обратившегося с ходатайством, представителя Главы Республики Саха (Якутия) как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт - руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) А.А. Окорокова, представителя Правительства Республики Саха (Якутия) - Министра труда и социального развития Республики Саха (Якутия) А.Н. Дружинина, представителя прокуратуры Республики Саха (Якутия) - прокурора отдела по надзору за законностью правовых актов и соблюдением прав и свобод граждан Н.В. Огочоновой, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) - ведущего специалиста-эксперта отдела по вопросам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации С.А. Гаврильевой рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности положений Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2010 года № 292 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме ходатайства народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Ю. Федорова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Саха (Якутия) оспариваемые заявителем нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.Н. Бацева, объяснения сторон, выступления приглашенных представителей государственных органов, исследовав представленные документы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

установил:

1. К народному депутату Республики Саха (Якутия) Федорову В.Ю. обратился гражданин Иванов Д.Д., неработающий пенсионер, получающий государственную пенсию за выслугу лет в связи с замещением должности председателя Анабарского райисполкома Якутской АССР в 1980 - 1983 годах. В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 1999 года № 374 "О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 1999 года З № 85-II "О внесении изменения и дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) "О государственной службе" должность председателя районного исполнительного комитета народных депутатов ЯАССР была соотнесена с должностью главы администрации улуса Республики Саха (Якутия). Должность главы администрации улуса Республики Саха (Якутия) являлась государственной должностью Республики Саха (Якутия) в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 5 октября 1996 года № 1488 "О государственных должностях Республики Саха (Якутия)". Иванову Д.Д. выплачивается государственная пенсия за выслугу лет как лицу, замещавшему государственную должность Республики Саха (Якутия), исходя из заработка на момент прекращения полномочий по замещаемой должности, которая индексируется по соответствующим коэффициентам, предусмотренным действующим законодательством для лиц, замещавших государственные должности Республики Саха (Якутия).
В настоящее время размер пенсии за выслугу лет определяется на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2010 года № 292 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия)". Настоящий Указ закрепляет перечень государственных должностей, предусмотренных ранее действовавшим законодательством, и устанавливает их соотношение, применительно к денежному вознаграждению, по которому исчисляется пенсия за выслугу лет, с государственными должностями, существующими в настоящее время в соответствии с действующим законодательством (Приложение № 2). В данном перечне соотношения должностей отсутствует должность главы администрации улуса Республики Саха (Якутия), что исключает ее соотнесение с должностью председателя районного исполнительного комитета Якутской АССР.
Народный депутат Республики Саха (Якутия) Федоров В.Ю. считает, что Приложение № 2 к Указу Президента Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2010 года № 292 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия)" влечет дискриминационную дифференциацию социального обеспечения лиц, замещавших государственные должности глав администраций улусов Республики Саха (Якутия) и, соответственно, председателей райисполкомов и горисполкомов ЯАССР и Я-С ССР, которые не включены в указанное Приложение наравне с лицами, замещавшими государственные должности в иных представительных и исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия). Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) является Приложение № 2 к Указу Президента Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2010 года № 292 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия)", в той мере, в какой им не предусмотрено соотношение должностей глав администраций улусов и городов Республики Саха (Якутия), председателей районных и городских исполнительных комитетов народных депутатов ЯАССР и Я-С ССР с существующими в настоящее время государственными должностями Республики Саха (Якутия).
2. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя. Поощряется создание дополнительных форм социального обеспечения (статья 39).
Таким образом, право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах реализуется в рамках конституционного права на социальное обеспечение. В соответствии с пунктом "ж" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу частей второй и пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральный законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что Республика Саха (Якутия) вправе осуществлять правовое регулирование социальной сферы в соответствии с федеральными законами и при условии, что ее законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам. Данное конституционное установление в полном объеме распространяется на нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия), регулирующие пенсионное обеспечение лиц, замещавших государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия).
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
3. Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии данной категории лиц. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано этим же Указом установить соответствующие социальные гарантии за счет собственных средств.
В Республике Саха (Якутия) ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной службы, была установлена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 1999 года № 374 "О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 1999 года З № 85-II "О внесении изменения и дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) "О государственной службе", которым также был утвержден перечень государственных должностей Республики Саха (Якутия), применительно к оплате труда которых исчисляется ежемесячная доплата к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Якутской АССР и Якутской-Саха ССР. Указанный перечень соотносил должности глав улусов и городов Республики Саха (Якутия) с должностями председателей РИК и ГИК народных депутатов ЯАССР и Я-С ССР.
Постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2000 года № 193, от 21 декабря 2006 года № 575 вносились изменения в порядок установления, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности республиканской государственной службы, причем эти изменения не затронули перечень государственных должностей Республики Саха (Якутия), применительно к оплате труда которых исчисляется ежемесячная доплата к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Якутской АССР и Якутской-Саха ССР.
С 2010 года отношения по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия), и лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), стали регулироваться двумя разными нормативными правовыми актами - Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2010 года № 292 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия)" и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2010 года № 336 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)". Последнее, признавая утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 1999 года № 374, соответственно упраздняло перечень государственных должностей Республики Саха (Якутия), применительно к оплате труда которых исчисляется ежемесячная доплата к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Якутской АССР и Якутской-Саха ССР. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2010 года № 292 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия)" утверждено новое соотношение государственных должностей Республики Саха (Якутия), применительно к денежному вознаграждению, по которому исчисляется пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления, в котором отсутствуют должности глав улусов Республики Саха (Якутия) и должности председателей РИК и ГИК народных депутатов ЯАССР и Я-С ССР.
Впервые перечень наименований государственных должностей Республики Саха (Якутия), включающий в себя должность главы администрации улуса города (республиканского подчинения), был утвержден Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 5 октября 1996 года № 1488 "О государственных должностях Республики Саха (Якутия)".
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2001 года № 1536 "О государственных должностях Республики Саха (Якутия)" в целях систематизации государственных должностей и реализации статьи 12 Закона Республики Саха (Якутия) "О государственной службе в Республике Саха (Якутия)" был утвержден новый перечень наименований государственных должностей Республики Саха (Якутия), также включающий в себя должность главы администрации улуса, города (республиканского подчинения), а предыдущий Указ был признан утратившим силу. В последующий Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2003 года № 1082 "О реестре государственных должностей в Республике Саха (Якутия)", в связи с реформой местного самоуправления в республике, должность главы администрации улуса не была включена, так же как нет ее и в действующем в настоящее время Законе Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 385-З № 783-III "О реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)".
4. В соответствии со статьями 4, 86 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 16-З № 363-II "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" Конституционный суд Республики Саха (Якутия) принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов; при принятии решения руководствуется общепризнанными принципами права и международными правовыми документами, действующими в Российской Федерации; при разрешении таких дел руководствуется Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также постановлениями Конституционного суда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращался к вопросу о допустимости изменения порядка и условий дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, в том числе, применительно к лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших указанные должности, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые до принятия федерального закона, устанавливающего общий порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды дополнительных гарантий, в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсию за выслугу лет и другие (определения от 3 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и от 1 октября 2009 года № 1060-О-О).
По своей правовой природе ежемесячная доплата к трудовой пенсии или пенсия за выслугу лет являются дополнительным обеспечением лиц, замещавших должности в органах государственной власти и управления, предоставляемым им за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, и в силу этого при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, включающее закрепленное частями 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации право на получении пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 11 мая 2006 года № 88-О, от 3 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О, от 1 октября 2009 года № 1060-О-О). Однако, осуществляя правовое регулирование в этой сфере, законодатель, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, должен соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, от 14 мая 2013 года № 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года № 415-О).
Таким образом, при изменении правового регулирования порядка и условий предоставления ежемесячных доплат к пенсиям, назначаемым данной категории граждан, необходимо руководствоваться принципом социальной справедливости, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, а также принимать во внимание его социально-экономическое положение и возможности бюджета.
Приведенные правовые позиции корреспондируются с позицией Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановление от 18 ноября 2004 года по делу "Праведная против Российской Федерации" и от 25 октября 2005 года по делу "Юрий Романов против Российской Федерации"). Подобное регулирование также корреспондирует правоприменительной практике Комитета по правам человека, осуществляющего контроль за реализацией международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, согласно которой право на равенство перед законом и на равную защиту закона без всякой дискриминации не означает, что любые различия и условия в обращении являются дискриминационными, в связи с чем дифференциация, основанная на резонных и объективных критериях, не равнозначна запрещенной дискриминации по смыслу статьи 26 Пакта (пункт 13 решения Комитета от 9 апреля 1987 года № 182/1984).
5. В соответствии с пунктом 5 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2010 года № 292 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия)" Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) поручено произвести перерасчет пенсии за выслугу в соответствии с перечнем должностей в органах государственной власти и управления, приравненных настоящим Указом к государственным должностям Республики Саха (Якутия), согласно приложению 2 к настоящему Указу. Между тем согласно подпункту 4 пункта 6.1 Порядка условий установления, определения размера, установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия), утвержденного данным Указом, перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится в случае повышения размера денежного вознаграждения лицам, замещающим государственные должности Республики Саха (Якутия). При централизованном повышении денежного вознаграждения - на индекс повышения денежного вознаграждения. Перерасчет пенсии за выслугу лет производится путем индексации размера денежного вознаграждения с учетом северных надбавок и районного коэффициента, из которого исчислялась пенсия за выслугу лет, на соответствующие индексы (при последовательном применении всех предшествующих индексов) и последующего определения размера пенсии за выслугу лет, исходя из размера проиндексированного денежного вознаграждения с учетом северных надбавок и районного коэффициента. Индексация пенсии за выслугу лет производится по решению Правительства Республики Саха (Якутия) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло повышение денежного вознаграждения. Пенсия за выслугу лет лицам, замещавших государственные должности Республики Саха (Якутия) в органах государственной власти и управления республики, не включенные в настоящее время в Приложение № 2 к Указу Президента Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2010 года № 292 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия)", была установлена исходя из заработка на момент прекращения ими своих полномочий. В дальнейшем размер пенсии за выслугу лет индексирован на соответствующие коэффициенты повышения постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 марта 2008 года № 74, от 28 февраля 2009 года № 74, от 4 апреля 2011 года № 134, от 11 мая 2012 года № 202, от 4 февраля 2013 года № 22, от 30 мая 2013 года № 180, от 9 февраля 2015 года № 23. Между тем размер пенсии за выслугу лет у лиц, замещавших государственные должности Республики Саха (Якутия) в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 385-З № 783-III "О реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)", а также соотнесенные с этими должностями Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2010 года № 292 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия)" существенно больше, чем у лиц, чьи должности этим соотношением не предусмотрены. Данное обстоятельство умаляет права лиц, приобретенные ими до изменения законодательства, и не отвечает принципу правовой определенности, ограничивает конституционное право на социальное обеспечение и нарушает конституционный принцип равенства граждан перед законом. Правосубъектность указанной категории лиц была регламентирована законодательством, действовавшим на момент их вступления в должность, с чем и были связаны их законные ожидания, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано, а достигнутый уровень их социальной защищенности не будет снижен.
Вместе с тем, не может расцениваться как не соответствующее Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) Приложение 2 к Указу Президента Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2010 года № 292 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия)" на том лишь основании, что в нем не предусмотрены отдельные должности, учрежденные в разные годы в органах государственной власти и управления республики. Иное явилось бы вмешательством в дискреционные полномочия органов государственной власти республики по осуществлению правового регулирования в сфере социального обеспечения населения, что не снимает с них обязанность в процессе совершенствования правового регулирования - исходя из требований статей 15, 23 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в их взаимосвязи, и с учетом правовых позиций, изложенных в настоящем Постановлении, - в целях обеспечения конституционного баланса интересов рассматриваемой категории лиц внести необходимые изменения в законодательство, регулирующее условия и порядок перерасчета и индексации пенсии за выслугу лет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 85, 86, 87, 91, 101, 102 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

постановил:

1. Признать приложение 2 "Соотношение государственных должностей Республики Саха (Якутия), применительно к денежному вознаграждению, по которому исчисляется пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления", утвержденное Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2010 года № 292 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия)", не противоречащим Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), поскольку, определяя круг лиц, замещавших должности в органах государственной власти и управления, и устанавливая соотношение этих должностей с существующими в настоящее время, применительно к денежному вознаграждению, по которому исчисляется пенсия за выслугу указанных лиц, оно направлено на обеспечение особой социальной поддержки данной категории граждан в рамках публично-правового механизма социального обеспечения в старости.
2. Признание приложения 2 "Соотношение государственных должностей Республики Саха (Якутия), применительно к денежному вознаграждению, по которому исчисляется пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления", утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2010 года № 292 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия)" не противоречащим Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) не исключает право органов государственной власти Республики Саха (Якутия) внести в действующее правовое регулирование с учетом настоящего Постановления - соответствующие изменения, направленные на совершенствование публично-правового механизма социального обеспечения лиц, замещавших должности в органах государственной власти и управления.
3. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу со дня провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами государственной власти и должностными лицами.
4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн", также в "Вестнике Конституционного суда Республики Саха (Якутия)" и на официальном сайте Конституционного суда Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Конституционный суд
Республики Саха (Якутия)


------------------------------------------------------------------