Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Верховного суда Республики Саха от 02.07.2015 по делу N 3-35/15 <О признании недействующими пунктов 3 и 4 постановления Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха ">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. по делу № 3-35/15

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Дмитриевой Л.А.

при секретаре Никитине В.В.

с участием прокурора Посельского Ф.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске

заявление открытого акционерного общества АК "Якутскэнерго" о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений постановления Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 06.04.2015 года № 22 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Правления ГКЦ-РЭК РС (Я)",

установил:

ОАО АК "Якутскэнерго" обратилось в суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению пунктов 3 и 4 постановления Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 06.04.2015 года № 22 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Правления ГКЦ-РЭК РС(Я)".
В обоснование доводов заявителем указано на то, что оспариваемые правовые нормы указывают на то, что тарифы, установленные в соответствии с приложениями N№ 1 и 2 к названному постановлению ГКЦ-РЭК РС(Я), и одновременно изменяющие ранее установленные тарифы в сторону уменьшения, действуют с 01 января 2015 по 31 декабря 2015 г. включительно, а само постановление Правления ГКЦ - РЭК РС(Я) от 06.04.2015 г. вступает в силу с 01 апреля 2015 г.
По мнению заявителя, вышеприведенная редакция нормативного правового акта нарушает пункт 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, в соответствии с которым решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
В судебном заседании представитель заявителя Эверстова А.С., действующая на основании доверенности от 01.11.2014 г., требования поддержала в полном объеме, указывая на то, что оспариваемые правовые положения нарушают право заявителя как энергоснабжающей организации на получение дохода от поставок электроэнергии по тарифам, утвержденным ранее принятым решением регулирующего органа на период действия с 01.01.2015. Просит признать пункты 3 и 4 постановления Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 06.04.2015 года № 22 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Правления ГКЦ-РЭК РС (Я)" недействующими.
Представители заинтересованного лица ГКЦ-РЭК РС (Я) Алексеева С.К., действующая на основании доверенности от 09.01.2015 г. № 1, Алексеенко Н.Г., действующая на основании доверенности от 17.06.2015 г. № 6, с требованиями заявителя не согласились. Суду пояснили, что оспариваемое постановление Правления ГКЦ-РЭК РС(Я) не является нормативным правовым актом, так как дополняет приложением № 2 постановление Правления ГКЦ-РЭК РС (Я) от 16.12.2014 г. № 337 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую гарантирующим поставщиком ОАО АК "Якутскэнерго" энергосбытовой организации ООО "Транснефтьэнерго" на территории Республики Саха (Якутия) на 2015 год", которое, в свою очередь, носит индивидуальный характер и устанавливает порядок взаиморасчетов для определенного круга лиц - между ОАО АК "Якутскэнерго" и ООО "Транснефтьэнерго".
Также указывают на то, что введенные согласно пункту 1 постановления Правления ГКЦ-РЭК РС(Я) от 06.04.2015 г. тарифы установлены регулирующим органом в целях приведения ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством в связи с возникновением между ОАО АК "Якутскэнерго" и ООО "Транснефтьэнерго" с 01 января 2015 г. новых договорных отношений по энергоснабжению потребителя, расположенного в Нерюнгринском районе (НПС-19).
Просят в удовлетворении заявления отказать.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, а также прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, приходит к следующему выводу.
Пунктом 1 постановления Правления ГКЦ-РЭК РС(Я) от 16 декабря 2014 года № 337 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую гарантирующим поставщиком ОАО АК "Якутскэнерго" установлены тарифы на электрическую энергию (мощность), отпускаемую гарантирующим поставщиком электрической энергии ОАО АК "Якутскэнерго" энергосбытовой организации ООО "Транснефтьэнерго" на территории Республики Саха (Якутия) на 2015 год согласно приложению № 1 к настоящему постановлению.
Первоначальный текст названного нормативного правового акта размещен в общедоступной сети Интернет на сайте www.sakha.gov.ru/rek, а также в системе --> Республика Саха (Якутия). Таким образом, обеспечена возможность ознакомления с названным нормативным правовым актом тех лиц, права и интересы которых он затрагивает.
В силу пункта 2 вышеназванного постановления Правления ГКЦ-РЭК РС(Я) от 16 декабря 2014 года № 337 тарифы, установленные пунктом 1 настоящего постановления, действуют с 01.01.2015 по 31.12.2015 (включительно).
Постановлением Правления ГКЦ-РЭК РС(Я) от 06 апреля 2015 г. № 22 Постановление Правления ГКЦ-РЭК РС(Я) от 16.12.2014 № 337 дополнено приложением № 2 согласно приложению № 1 к настоящему постановлению, в котором указаны цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), отпускаемую гарантирующим поставщиком ОАО АК "Якутскэнерго" энергоснабжающей организации ООО "Транснефтьэнерго", функционирующей на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, а также в технологически изолированных территориальных энергетических системах, на розничных рынках на территориях ценовых зон, на которых не формируется равновесная цена оптового рынка электрической энергии и мощности. Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в печатном издании "Якутские ведомости", № 13, 14.04.2015.
Согласно примечанию к указанному приложению оно применяется при установлении тарифов, указанных в пункте 29 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (зарегистрировано Минюстом России 20 октября 2004 г., регистрационный № 6076) (пункт 1 Примечания).
Пунктом 29 названных Методических указаний предусмотрено, что при расчетах тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность), отпускаемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями другим энергоснабжающим, энергосбытовым организациям, последние рассматриваются в качестве потребителей.
Тарифы, установленные на 1 полугодие, действуют с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года (включительно); тарифы, установленные на 2 полугодие, действуют с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года (включительно) (пункты 6 и 7 Примечания).
Пунктом 3 Постановления Правления ГКЦ-РЭК РС(Я) от 06 апреля 2015 г. № 22 предусмотрено, что тарифы, установленные в соответствии с приложениями N№ 1, 2 к настоящему постановлению, применяются в отношении потребителей на территории Нерюнгринского улуса (района) Республики Саха (Якутия), услуги по передаче электрической энергии (мощности) которым оказываются с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (российскую) электрическую сеть, с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года (включительно).
Согласно пункту 4 Постановления Правления ГКЦ-РЭК РС(Я) от 06 апреля 2015 г. № 22 настоящее постановление вступает в силу с 1 апреля 2015 года.
При рассмотрении заявления суд учитывает, что подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Полномочия органа регулирования на территории Республики Саха (Якутия) осуществляет Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия), действующий на основании соответствующего Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 г. № 468.
Согласно п. 3.1.2 указанного Положения Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) осуществляет, в том числе, полномочия по установлению цен (тарифов), указанных в статье 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Обжалуемое постановление Правления ГКЦ-РЭК РС(Я) относится к нормативным правовым актам, поскольку им установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия), рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.
Частью 5 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ предусмотрено, что срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации.
Особенности установления тарифов в указанной сфере урегулированы принятыми во исполнение Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.
Пунктом 2 Основ установлено, что периодом регулирования является период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы). Под сроком действия цен (тарифов) понимается период времени между изменениями цен (тарифов) регулирующими органами по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Из содержания пункта 7 Правил следует, что цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.
Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на решения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности и услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, на решения регулирующих органов об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (в том числе применительно к отдельным категориям (группам) потребителей, потребителям на определенном уровне напряжения), на решения об установлении цен на электрическую энергию (мощность), производимую с использованием генерирующего объекта, мощность которого поставляется в вынужденном режиме, на решения регулирующих органов об установлении размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту и платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей и объектов по производству электрической энергии максимальной мощностью не менее 8900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ, а также на решения об установлении цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме, и генерирующих объектов, отнесенных на 1 января 2010 г. и (или) на 1 января 2008 г. к группам точек поставки, в отношении которых торговля электрической энергией либо электрической энергией и мощностью осуществлялась участником оптового рынка (за исключением оптовой генерирующей компании, созданной в результате реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", в уставный капитал которой переданы генерирующие объекты гидроэлектростанций), в отношении которого в перечень генерирующих объектов, определяемый распоряжением Правительства Российской Федерации для заключения договоров о предоставлении мощности, был включен генерирующий объект, для которого действует договор о предоставлении мощности и предельный объем поставки мощности которого равен нулю в течение 12 месяцев.
В соответствии с пунктом 31 Правил решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
В нарушение вышеприведенных норм федерального законодательства оспариваемое постановление Правления ГКЦ-РЭК РС(Я) принято в середине расчетного периода регулирования без условия о вступлении в силу в следующем периоде регулирования.
Вопреки доводам представителей регулирующего органа суду не представлено доказательств о том, что данное решение принято при наличии условий, исключающих распространение требований пункта 7 Правил в отношении периода действия цен (тарифов). Так, утверждение представителей заинтересованного лица о принятии оспариваемого решения в целях приведения ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, не может быть принято судом, так как по смыслу пункта 7 Правил в данном случае изменение соответствующих тарифов осуществляется в связи с изменением законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике. Однако, таких обстоятельств судом при рассмотрении дела не установлено, возражения представителей заинтересованного лица сводятся к возникновению новых договорных отношений между ОАО АК "Якутскэнерго" и ООО "Транснефтьэнерго", что не может быть отнесено к исчерпывающему перечню обстоятельств, установленных абзацем 3 пункта 7 Правил.
Следовательно, распространение установленного постановлением Правления ГКЦ-РЭК РС от 06.04.2015 г. № 22 тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО АК "Якутскэнерго" предприятию на период, предшествующий дате издания нормативного акта, а именно с 01.01.2015, противоречит пункту 31 названных Правил.
Таким образом, установленные судом обстоятельства являются достаточными для удовлетворения требований заявителя о признании нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим и не подлежащим применению, поскольку постановление Правления ГКЦ_РЭК РС(Я) от 06.04.2015 г. № 22 в указанной части не соответствует предписаниям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы ОАО АК "Якутскэнерго" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании названного нормативного правового акта недействующим.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требование открытого акционерного общества АК "Якутскэнерго" о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений постановления Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 06.04.2015 года № 22 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Правления ГКЦ-РЭК РС(Я)" удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления в силу решения суда пункты 3 и 4 постановления Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 06.04.2015 года № 22 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Правления ГКЦ-РЭК РС(Я)".
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 07.07.2015 г.

Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА


------------------------------------------------------------------