Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Государственного Собрания от 28.05.2015 ГС N 609-V "О рекомендациях парламентских слушаний на тему "Правовое регулирование вопросов взаимодействия промышленных компаний - недропользователей и коренных малочисленных народов Севера в местах компактного проживания этих народов"



ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2015 г. ГС № 609-V

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ
"ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ - НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
И КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
В МЕСТАХ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ
ЭТИХ НАРОДОВ"

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить рекомендации парламентских слушаний на тему "Правовое регулирование вопросов взаимодействия промышленных компаний - недропользователей и коренных малочисленных народов Севера в местах компактного проживания этих народов" (прилагаются).
2. Направить настоящее постановление Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), руководителю Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия), руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия), министру охраны природы Республики Саха (Якутия), министру имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), министру здравоохранения Республики Саха (Якутия), председателю Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию, руководителю Департамента по делам народов Республики Саха (Якутия), Уполномоченному по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия), президенту Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), главам муниципального района "Абыйский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Алданский район" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Аллаиховский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Булунский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального района "Верхнеколымский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия), муниципального района "Жиганский национальный эвенкийский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Кобяйский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), муниципального образования муниципальный район "Момский район" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия), муниципального района "Нижнеколымский район" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Оймяконский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия), муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Среднеколымский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального района "Томпонский район" Республики Саха (Якутия), муниципального района "Усть-Майский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Усть-Янский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Эвено-Бытантайский национальный улус" Республики Саха (Якутия), руководителям промышленных компаний - недропользователей, осуществляющих свою деятельность в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия" и в "Ведомостях Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)".
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.

Председатель
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
А.ЖИРКОВ





Приложение
к постановлению
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 28 мая 2015 г. ГС № 609-V

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ
"ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ - НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
И КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
В МЕСТАХ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ
ЭТИХ НАРОДОВ"

г. Якутск 28 апреля 2015 года

Заслушав и обсудив доклад первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) П.А. Маринычева, содоклады председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Е.Х. Голомаревой, первого вице-президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) В.И. Шадрина, выступления народных депутатов Республики Саха (Якутия), представителей министерств, ведомств, муниципальных образований и общественности Республики Саха (Якутия), участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Российская Федерация является участницей международных договоров в сфере обеспечения гарантий и защиты прав коренных малочисленных народов Севера (далее - малочисленные народы).
С учетом международного права приняты федеральные законы и законы Республики Саха (Якутия), регулирующие права малочисленных народов в области формирования отношений с промышленными компаниями - недропользователями в местах компактного проживания этих народов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделены полномочиями по защите интересов малочисленных народов. К указанным полномочиям относятся установление ограничений при ведении организациями нетрадиционных для малочисленных народов видов хозяйственной деятельности в местах компактного проживания этих народов, решение вопросов возмещения убытков, разработка и реализация федеральных, региональных программ в области охраны земель в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, а также осуществление контроля за их использованием.
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" в отношении участков недр, расположенных на территориях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, условиями аукциона должна быть предусмотрена выплата компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования.
Земельный кодекс Российской Федерации, Закон Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 года 227-З № 461-III "О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера" закрепляют права малочисленных народов на осуществление контроля за использованием земель в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов при промышленном их освоении, безвозмездное пользование общераспространенными полезными ископаемыми, находящимися на территориях традиционного природопользования, для личных нужд, участие в проведении экологических и этнологических экспертиз, возмещение убытков, причиненных в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций независимо от формы собственности.
В то же время в данной сфере общественных отношений имеется ряд нерешенных правовых вопросов.
До настоящего времени в законодательстве не выработан механизм правового регулирования в части обязательного заключения соглашений между промышленными компаниями - недропользователями и малочисленными народами при промышленном освоении территорий в местах компактного проживания этих народов.
Остается нерешенным важнейший вопрос об обязательном проведении этнологической экспертизы проектов промышленного освоения территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов в соответствии с частью 8 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)".
Существует необходимость внесения изменений в Закон Республики Саха (Якутия) от 2 июля 1998 года З № 29-II "О недрах" в части установления механизма защиты прав и интересов малочисленных народов при пользовании недрами, а также в Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" в части установления субъектов этнологической экспертизы, механизма ее финансирования, а также перечня документов, представляемых на указанную экспертизу.
В настоящее время наблюдается новый виток интенсивного промышленного освоения территории Республики Саха (Якутия). В местах компактного проживания малочисленных народов работают 144 недропользователя, в том числе десять крупных промышленных компаний - недропользователей. АК "АЛРОСА" (ОАО) осуществляет свою деятельность на территориях муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Булунский улус (район)" Республики Саха (Якутия) и муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" Республики Саха (Якутия), ОАО "Алмазы Анабара" - на территориях муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" Республики Саха (Якутия) и муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" Республики Саха (Якутия), ОАО "Нижне-Ленское" - на территориях муниципального образования "Булунский улус (район)" Республики Саха (Якутия) и муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" Республики Саха (Якутия), ЗАО "Горно-металлургическая компания "Тимир" - на территориях муниципального образования "Алданский район" Республики Саха (Якутия) и муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия), ООО "Нерюнгри-Металлик" - на территории муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия), ЗАО "Прогноз" - на территории муниципального образования "Кобяйский улус (район)" Республики Саха (Якутия), ООО "Восток Инжиниринг" - на территории муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" Республики Саха (Якутия), ОАО "Сургутнефтегаз" - на территории муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия), ООО "Газпром трансгаз Томск" - на территориях муниципального образования "Алданский район" Республики Саха (Якутия) и муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия), ООО "Транснефть-Восток" - на территориях муниципального образования "Алданский район" Республики Саха (Якутия) и муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия).
Вместе с тем хозяйственное и культурное развитие мест компактного проживания малочисленных народов остается низким в связи с наличием совокупности отрицательных факторов, таких как неблагоприятный климат, вечная мерзлота, экологическая уязвимость, высокая себестоимость производимой продукции, значительные транспортные издержки в силу расстояний.
Уровень развития как производственной, так и социальной инфраструктуры в местах компактного проживания малочисленных народов, ряд других показателей значительно отстают от аналогичных показателей в среднем по Республике Саха (Якутия).
На 1 марта 2015 года заключено двадцать одно соглашение с промышленными компаниями - недропользователями, осуществляющими свою деятельность в местах компактного проживания малочисленных народов, в том числе:
пять соглашений между Республикой Саха (Якутия) и промышленными компаниями - недропользователями, в частности АК "АЛРОСА" (ОАО), ОАО "Горно-металлургическая компания "Тимир", ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "Газпром трансгаз Томск", ООО "Транснефть-Восток";
четырнадцать соглашений между муниципальным образованием "Алданский район" Республики Саха (Якутия), муниципальным образованием "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципальным образованием "Булунский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципальным районом "Ленский район" Республики Саха (Якутия), муниципальным образованием "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), муниципальным образованием "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия), муниципальным районом "Олекминский район" Республики Саха (Якутия), муниципальным районом "Оленекский эвенкийский национальный район" Республики Саха (Якутия), муниципальным районом "Сунтарский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципальным образованием "Эвено-Бытантайский национальный улус" Республики Саха (Якутия) и промышленными компаниями - недропользователями, в частности АК "АЛРОСА" (ОАО), ОАО "Нижне-Ленское", ОАО "Горно-металлургическая компания "Тимир", ООО "Нерюнгри-Металлик", ЗАО "Прогноз", ООО "Восток Инжиниринг", ОАО "Сургутнефтегаз";
одно соглашение между сельским поселением "Ламынхинский национальный наслег" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) и ЗАО "Прогноз";
одно соглашение между родовой общиной "Тяня" муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) и ООО "Нерюнгри-Металлик".
Следует отметить положительную практику ОАО "Алмазы Анабара" и ОАО "Нижне-Ленское", заключивших с муниципальными образованиями соглашения о социально-экономическом развитии, в том числе об оказании содействия развитию сельского хозяйства, о создании рабочих мест, поддержке молодых специалистов, об обучении местной молодежи и о приеме ее на работу в алмазодобывающую отрасль.
Во взаимодействии муниципальных образований с промышленными компаниями - недропользователями существуют следующие негативные моменты:
крупные компании нефтегазовой отрасли, цветной металлургии, учредители многих действующих золотодобывающих предприятий зарегистрированы и находятся за пределами Республики Саха (Якутия);
из законодательства Российской Федерации о недрах исключены нормы, предусматривавшие предварительное согласование отвода земель перед аукционами (конкурсами); земли недропользования в основном находятся в составе земель лесного фонда (федеральная собственность).
Конкретизации ущерба, наносимого малочисленным народам промышленным производством, должна способствовать этнологическая экспертиза, осуществляемая по заявкам промышленных компаний - недропользователей. Однако после принятия Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" проведено всего пять этнологических экспертиз проектов промышленного освоения территорий в местах компактного проживания малочисленных народов.
В целях совершенствования правового регулирования вопросов взаимодействия промышленных компаний - недропользователей и малочисленных народов в местах компактного проживания этих народов участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (А.Н. Жирков):
1) совместно с Правительством Республики Саха (Якутия) образовать межведомственную рабочую группу по разработке предложений по совершенствованию правового регулирования вопросов взаимодействия промышленных компаний - недропользователей и малочисленных народов в местах компактного проживания этих народов;
2) обратиться к Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос об учете прав и интересов малочисленных народов при промышленном освоении территорий в местах компактного проживания этих народов;
3) поддержать проект федерального закона "Об оценке воздействия на исконную среду обитания, традиционный образ жизни и традиционное природопользование коренных малочисленных народов Российской Федерации";
4) инициировать поправку к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах" в части правового регулирования вопросов взаимодействия промышленных компаний - недропользователей и малочисленных народов в местах компактного проживания этих народов (учет интересов малочисленных народов при отводе земельных участков для разработки недр, обязательность проведения этнологической экспертизы, обязательность заключения соглашений с органами местного самоуправления, ответственность за нарушение правового режима территорий традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов);
5) рассмотреть проект закона Республики Саха (Якутия) о социальной экологической ответственности компаний-природопользователей на территории Республики Саха (Якутия).
2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Г.И. Данчикова):
1) разработать и утвердить план мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года;
2) создать в 2016 году постоянно действующую геоинформационную карту административных районов Республики Саха (Якутия) с включением в нее распределенного и нераспределенного фондов недр особо охраняемых территорий и территорий традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
3) разместить государственный заказ на проведение научно-исследовательских работ по разработке региональной методики исчисления размера убытков, причиняемых малочисленным народам в результате осуществления организациями независимо от формы собственности и физическими лицами хозяйственной и иной деятельности в местах компактного проживания этих народов;
4) провести за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) регистрацию территорий традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
3. Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (И.А. Лацановский):
1) ежегодно направлять в Правительство Республики Саха (Якутия) информацию о перечне участков недр в Республике Саха (Якутия) на текущий год;
2) ежеквартально направлять в Правительство Республики Саха (Якутия) информацию о результатах аукционов на право пользования недрами на территории Республики Саха (Якутия).
4. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (В.Р. Семенов):
1) ежеквартально направлять в Правительство Республики Саха (Якутия) информацию об исполнении недропользователями условий лицензионных соглашений в местах компактного проживания малочисленных народов;
2) усилить государственный экологический надзор за исполнением промышленными компаниями - недропользователями обязанностей по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в местах компактного проживания малочисленных народов, где осуществляется добыча полезных ископаемых.
5. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) (С.М. Афанасьев) предусмотреть в государственной программе Республики Саха (Якутия) "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы" мероприятия по охране окружающей среды в местах компактного проживания малочисленных народов, где осуществляется добыча полезных ископаемых.
6. Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (Е.В. Григорьева) разработать правовые механизмы государственной поддержки малочисленных народов в области земельных отношений в рамках исполнения основных направлений Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 9 января 2008 года № 801.
7. Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (А.В. Горохов) в срок до 2016 года подготовить и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) информацию о состоянии здоровья населения в местах компактного проживания малочисленных народов (на базе данных общей диспансеризации).
8. Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию (Л.Н. Ковалев) разработать проект закона Республики Саха (Якутия) о внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) от 2 июля 1998 года З № 29-II "О недрах" в части установления механизма защиты прав и интересов малочисленных народов при пользовании недрами.
9. Департаменту по делам народов Республики Саха (Якутия) (А.Е. Сергучев) разработать проект закона Республики Саха (Якутия) о внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" в части установления субъектов этнологической экспертизы, механизма ее финансирования, а также перечня документов, представляемых на указанную экспертизу.
10. Уполномоченному по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) (К.В. Роббек) в срок до 2016 года подготовить и внести на рассмотрение постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики информацию о реализации прав и интересов малочисленных народов в области природопользования при промышленном освоении территорий в местах компактного проживания этих народов.
11. Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (А.В. Кривошапкин):
1) осуществлять контроль за реализацией промышленными компаниями - недропользователями намечаемой деятельности в местах компактного проживания малочисленных народов;
2) принять меры по охране священных мест культовых сооружений, мест древних поселений и мест захоронений предков и иных объектов малочисленных народов, имеющих культурную, историческую и религиозную ценность;
3) содействовать эффективному взаимодействию промышленных компаний - недропользователей и малочисленных народов в местах компактного проживания этих народов.
12. Главам муниципального района "Абыйский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Алданский район" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Аллаиховский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Булунский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального района "Верхнеколымский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия), муниципального района "Жиганский национальный эвенкийский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Кобяйский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), муниципального образования муниципальный район "Момский район" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия), муниципального района "Нижнеколымский район" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Оймяконский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия), муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Среднеколымский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального района "Томпонский район" Республики Саха (Якутия), муниципального района "Усть-Майский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Усть-Янский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципального образования "Эвено-Бытантайский национальный улус" Республики Саха (Якутия):
1) организовать с участием Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), представителей родовых общин и промышленных компаний - недропользователей деятельность общественных советов по контролю за использованием земель в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
2) разработать и принять муниципальные правовые акты, регулирующие взаимодействие промышленных компаний - недропользователей и малочисленных народов в местах компактного проживания этих народов;
3) в соглашениях о взаимодействии промышленных компаний - недропользователей и малочисленных народов в местах компактного проживания этих народов предусмотреть норму об отзыве или о приостановлении действия лицензий на право пользования недрами в случае неисполнения обязательств, принятых промышленными компаниями - недропользователями.
13. Промышленным компаниям - недропользователям, осуществляющим свою деятельность в местах компактного проживания малочисленных народов:
1) соблюдать исполнение законов Республики Саха (Якутия) от 2 июля 1998 года З № 29-II "О недрах", от 13 июля 2006 года 370-З № 755-III "О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)", от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)";
2) предусмотреть выплату компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) выполнять положения соглашений о недопущении загрязнения окружающей среды, проведении природоохранных мероприятий и об обеспечении доступа представителей уполномоченных органов государственной власти на территории при промышленном их освоении;
4) заключить соглашения о взаимодействии с малочисленными народами при промышленном освоении территорий в местах компактного проживания этих народов.


------------------------------------------------------------------