Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Конституционного суда РС от 15.04.2015 N 1-П "По делу о проверке конституционности пунктов 5 и 9 Порядка распределения квот добычи водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Республики Саха от 12 февраля 2010 года N 54"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Республики Саха (Якутия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. № 1-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПУНКТОВ 5 И 9 ПОРЯДКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КВОТ ДОБЫЧИ ВОДНЫХ
БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ
И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 12 ФЕВРАЛЯ 2010 ГОДА № 54

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе Председателя А.Н. Ким-Кимэн, судей Ю.Н. Бацева, Е.М. Винокурова, Г.Г. Кононова, В.Н. Прокопьева, с участием представителя заявителя И.И. Босикова, представителя Правительства Республики Саха (Якутия) - руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) А.А. Окорокова, начальника отдела по развитию рыбохозяйственного комплекса Государственного комитета Республики Саха (Якутии) по делам Арктики С.С. Куличкина, главного специалиста отдела по развитию рыбохозяйственного комплекса Государственного комитета Республики Саха (Якутии) по делам Арктики О.К. Михальского, Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) К.В. Роббека, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) - начальника отдела законодательства субъекта Российской Федерации А.А. Антипиной рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пунктов 5 и 9 Порядка распределения между пользователями квот добычи водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2010 г. № 54 "Об утверждении Порядка распределения между пользователями квот добычи водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) оспариваемые заявителем нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Н. Прокопьева, выступления представителей сторон и других участников, исследовав представленные документы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

установил:

1. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2010 г. № 54 "Об утверждении Порядка распределения между пользователями квот добычи водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия)" (далее - Порядок распределения между пользователями квот добычи водных биологических ресурсов) установлены правила распределения между пользователями квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Пункт 5 Порядка распределения квот добычи водных биологических ресурсов устанавливает ежегодный срок до 1 сентября предшествующего года для подачи заинтересованными лицами заявки в Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) о выделении квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления традиционной хозяйственной деятельности. При этом в заявке должны быть указаны районы добычи и орудия лова, сведения о потребности в видовых объемах квоты добычи водных биоресурсов для традиционного рыболовства, сведения об освоении пользователем квот, выделенных за предыдущий период промысла.
Пункт 9 Порядка распределения между пользователями квот добычи водных биологических ресурсов устанавливает, что уполномоченный орган на основании распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов для традиционного рыболовства организует выдачу документов, удостоверяющих наделение пользователей квотами добычи (вылова) водных биоресурсов для традиционного рыболовства.
Ходатайствующий народный депутат Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарев считает, что представители коренных малочисленных народов Севера, ведущие традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность в виде рыбного промысла, при условии занятия рыболовством без предоставления рыбопромыслового участка имеют право на добычу (вылов) водных биоресурсов без оформления соответствующего разрешения и определения квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.
Согласно статье 86 (часть 2) Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" Конституционный суд республики принимает постановление и дает заключение только по предмету, указанному в обращении. Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по настоящему делу являются положения пунктов 5 и 9 Порядка распределения между пользователями квот добычи водных биологических ресурсов в той части, в которой они регулируют разрешение и квоту добычи (вылова) водных биоресурсов при занятии представителями коренных малочисленных народов Севера традиционным рыболовством без предоставления рыбопромыслового участка.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации защита прав национальных меньшинств, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, часть 1, пункты "б", "м").
Конституция Республики Саха (Якутия) гарантирует коллективные права коренных малочисленных народов Севера на природные ресурсы (статья 5, часть 5). Республика Саха (Якутия) обязуется защищать и обеспечивать их неотъемлемые права на владение и пользование в соответствии с законом землей и природными ресурсами, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничьими, рыбопромысловыми угодьями (статья 42, часть 2, пункт 1).
Согласно пункту 9 статьи 38 Конституции Республики Саха (Якутия) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера находится в ведении Республики Саха (Якутия).
Из содержания приведенных конституционных положений следует, что права коренных малочисленных народов Севера на исконную среду обитания, традиционный образ жизни, осуществление традиционной хозяйственной деятельности имеют для этих народов исключительно важное, основополагающее значение и в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации могут быть отнесены к основным правам и свободам человека и гражданина.
Согласно статье 17 части 2 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В развитие этого конституционного положения часть 2 статьи 42 Конституции Республики Саха (Якутия) закрепила неотъемлемые права коренных малочисленных народов Севера на пользование природными ресурсами, в том числе родовыми рыбопромысловыми угодьями. Таким образом, органы законодательной и исполнительной власти, обеспечивающие защиту прав коренных малочисленных народов Севера на пользование природными ресурсами, определяющие правовой механизм их реализации, устанавливающие административную процедуру их осуществления, должны исходить из принципа приоритетности реального исполнения основных прав и свобод коренных малочисленных народов Севера на пользование природными ресурсами и осуществление традиционной хозяйственной деятельности.
С учетом этого в постановлении Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2010 года № 2-П было отмечено, что "рыбный промысел является древнейшей формой хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Способы добычи, места и сроки, применение орудий лова, секреты сохранения рыбной продукции передавались из поколения в поколение. Владея и пользуясь рыбопромысловыми угодьями, коренные малочисленные народы обеспечивают непрерывность ведения традиционного образа жизни. Республиканское распределение квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности должно быть осуществлено с учетом имеющихся социальных стандартов и действующего в данном районе (улусе) размера прожиточного минимума".
Согласно статье 91 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" юридическая сила решения Конституционного суда не может быть преодолена актами органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Правовая позиция Конституционного суда Республики Саха (Якутия), сформулированная в мотивировочной части постановления или определения, подлежит обязательному учету законодательным органом, исполнительными и правоприменительными органами Республики Саха (Якутия) с момента вступления в силу решения Конституционного суда Республики Саха (Якутия).
3. Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" к числу основных принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов относит учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения (статья 2, часть 1, пункт 6).
Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления. Рыболовство без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов (статья 25 части 1 и 2).
Статья 34 в этих случаях не предусматривает выдачу разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Поскольку объемы вылова биологических ресурсов указываются в документации по разрешению вылова биоресурсов, рыболовство без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов означает рыболовство без установленной квоты вылова биоресурсов.
Общие допустимые уловы водных биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, утверждаются исполнительными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но в силу своего предварительного суммарного подсчета допускают возможность отклонений фактического улова от предполагаемой общей нормы улова водных биоресурсов, а также прилова других видов водных биоресурсов
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 года № 765 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование" утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование. Предоставление водных биоресурсов внутренних вод Российской Федерации в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил).
Заявители обращаются с заявкой в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на предоставление водных биоресурсов в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (подпункт "б" пункта 13 Правил).
Заявки принимаются до 1 сентября года, предшествующего году осуществления соответствующего вида рыболовства.
Пункт 16 Правил предусматривает, что в решении о предоставлении водных биоресурсов в пользование указываются сведения о лице, у которого возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, виде рыболовства, сроке и условиях использования водных биоресурсов, объемах водных биоресурсов. Требования о внесении заявки и перечень сведений, вносимых в решение о предоставлении в пользование водных биоресурсов, показывают, что это решение является формой разрешения рыболовства с предоставлением рыбопромыслового участка в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Приказом Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11 апреля 2008 года № 315 утвержден "Порядок осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Порядок), который непосредственно регулирует осуществление деятельности по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (далее - традиционное рыболовство).
Субъекты традиционного рыболовства, методы добычи (вылова) водных биоресурсов, соблюдение правил рыболовства и выделенных квот добычи (вылова) водных биоресурсов, распределение между пользователями рыбопромысловых участков на основе договора и иные вопросы традиционного рыболовства отрегулированы в пунктах 1-6 настоящего Порядка.
Пункт 7 указанного Порядка устанавливает, что традиционное рыболовство без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения (занесенных в Красную книгу Российской Федерации) видов водных биоресурсов". Системное расположение пункта 7 в данном нормативном акте показывает, что некоторые специальные требования, содержащиеся в пунктах 1-6 этого нормативного акта, в частности вопросы выделения рыбопромысловых участков и квот добычи (вылова) водных биоресурсов, не могут относиться к случаям традиционного рыболовства без предоставления рыбопромыслового участка, осуществляемого без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, поскольку само традиционное рыболовство без разрешения логически исключает получение какого-либо разрешения на квоту добычи (вылова) водных биоресурсов.
Разделение акваторий рек на рыбопромысловые и не рыбопромысловые участки обусловлено тем, что популяции рыб не распределяются равномерно по всей территории водных бассейнов. В любом водоеме существуют места концентрации рыбных запасов, в то время как в других частях этого водоема рыба отсутствует.
Кроме этого, для успешного традиционного рыбного промысла необходимо, чтобы береговые, донные условия, скорость течения и т.д. способствовали избранному способу добычи рыбных запасов.
Все эти места на каждой реке уже многие годы известны и определены как рыбопромысловые участки, которые распределяются между пользователями. При этом на основе многолетних данных об уловах рыбопромыслового участка можно делать предварительные прогнозы о предполагаемом количестве вылова рыбы на этом участке.
Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера без предоставления рыбопромыслового участка означает, что эти лица занимаются добычей водных биологических ресурсов вне территории известных рыбопромысловых участков.
При этом участки, на которых предпринимаются попытки рыболовства, могут находиться друг от друга на расстоянии десятков или сотен километров. При таких условиях рыболовства ни один человек заранее не может определить местонахождение и координаты участка реки, где им будут предприняты попытки рыболовства без предоставления рыбопромыслового участка, тем более этот человек даже предположительно не может знать, сколько рыбы он добудет на этом неизвестном для него участке реки. При таких обстоятельствах требовать от представителей малочисленных народов Севера сведения о координатах предполагаемого места рыболовства в будущем году, предполагаемом количестве добычи (вылова) водных биологических ресурсов в будущем году является необоснованным дополнительным препятствием на пути реализации основного права коренных малочисленных народов Севера на осуществление традиционной хозяйственной деятельности в виде рыбного промысла без предоставления рыбопромыслового участка.
С другой стороны, органы исполнительной власти в порядке осуществления контроля за добычей водных биоресурсов должны ежегодно устанавливать и пополнять перечни рыбопромысловых участков, чтобы со временем все места, где возможна добыча (вылов) водных биоресурсов в порядке традиционного рыболовства, были включены в перечни рыбопромысловых участков.
При таком постепенном упорядочении традиционного рыболовства переход на разрешительный порядок и квотирование объемов добычи (вылова) водных биоресурсов происходит безболезненно для коренных малочисленных народов Севера.
4. Федеральными нормативными актами предусмотрена форма традиционного рыболовства без предоставления рыбопромыслового участка, которое осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов. В этом случае федеральным законодательством не предусмотрено предоставление каких-либо иных разрешительных документов.
Приказом Минсельхоза России от 3 сентября 2014 г. № 348 установлено, что лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, осуществляющие традиционное рыболовство без предоставления рыбопромыслового участка, должны иметь при себе паспорт.
Приказом Росрыболовства от 26 ноября 2008 г. № 347 (в ред. от 21 мая 2012 г.) "Об утверждении Правил рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна" установлено, что пользователи, осуществляющие традиционное рыболовство на рыбопромысловом участке, предоставленном для этих целей, должны иметь при себе подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также и договор о предоставлении рыбопромыслового участка (пункт 51 Правил).
Пользователи, осуществляющие традиционное рыболовство, не вправе при осуществлении рыболовства на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с превышением объемов выделенных им квот добычи (вылова) по районам и видам водных биоресурсов (за исключением рыболовства для удовлетворения личных нужд на маршрутах кочевий, временных стоянках и промежуточных базах в местах традиционной хозяйственной деятельности пользователей) (пункт 52 Правил).
Из содержания этого пункта следует, что пользователи, осуществляющие традиционное рыболовство для удовлетворения личных нужд на маршрутах кочевий, временных стоянках и промежуточных базах в местах традиционной хозяйственной деятельности пользователей, могут осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с превышением объемов выделенных им квот по районам и видам водных биоресурсов. При этом предельный уровень превышения объемов добычи биоресурсов не установлен.
Кроме того, содержание этого пункта Правил указывает на то, что таким видом рыболовства могут заниматься представители коренных малочисленных народов Севера, для которых основным видом традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности является не только рыболовство, но и оленеводство, охота, звероводство, собирательство, традиционные ремесла и иные виды традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности.
Анализ содержания всего нормативного материала показывает, что подпункт "а" пункта 52 Правил в перечне исключений предусматривает некоторые частные случаи традиционного рыболовства без предоставления рыбопромыслового участка, осуществляемого без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Как ранее отмечалось, в таких случаях не может быть предварительного указания о месте традиционного рыболовства и о предполагаемом объеме добычи (вылова) водных биоресурсов, поскольку заранее фактически невозможно предположить, сколько водных биоресурсов потребуется выловить в том или ином случае, и в каком месте это произойдет.
С учетом этого нормативными актами Российской Федерации предусмотрено, что при таком виде традиционного рыболовства разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов не требуется. Полное отсутствие разрешительных документов, кроме паспорта лица, относящегося к коренным малочисленным народам Севера, означает, что в таких случаях традиционного рыболовства квота на добычу (вылов) водных биоресурсов не устанавливается.
Пункты 5 и 9 Порядка распределения между пользователями квот добычи водных биологических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2010 года № 54, предусматривают, что заинтересованные лица должны подавать заявки о выделении квот добычи водных биоресурсов для традиционного рыболовства. Уполномоченный орган на основании распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов для традиционного рыболовства организует выдачу документов, удостоверяющих наделение пользователей квотами добычи (вылова) водных биоресурсов для традиционного рыболовства. По существу, выдача такого документа является разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов и в случае традиционного рыболовства без предоставления рыбопромыслового участка, осуществляемого без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, входит в прямое противоречие с нормами федерального законодательства, которое в этих случаях не предусматривает выдачу какого-либо разрешительного документа.
В связи с этим представляется, что пункты 5 и 9 Порядка распределения квот добычи водных биологических ресурсов регулируют отношения, возникающие при обеспечении традиционного образа жизни и осуществлении традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в виде традиционного рыболовства с предоставлением рыбопромыслового участка.
В силу прямого противоречия с нормами федерального законодательства пункты 5 и 9 Порядка распределения между пользователями квот добычи водных биологических ресурсов не могут применяться в случаях традиционного рыболовства без предоставления рыбопромыслового участка, осуществляемого без разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 86, 87, 89, 90, 91, 97, 101, 102 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

постановил:

1. Признать положения пунктов 5 и 9 "Порядка распределения между пользователями квот добычи водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия)", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2010 года № 54, соответствующими Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), ее статьям 5 (часть 5), 42 (часть 2, пункт 1) в той части, в какой эти положения обязывают лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, при традиционной хозяйственной деятельности в виде традиционного рыболовства с предоставлением рыбопромыслового участка представлять в уполномоченный орган исполнительной власти заявки о выделении квот добычи (вылова) водных биоресурсов для традиционного рыболовства, а также на основе этой заявки получать в уполномоченном органе исполнительной власти документы, удостоверяющие наделение пользователей квотами добычи (вылова) водных биоресурсов для традиционного рыболовства.
2. Признать положения пунктов 5 и 9 "Порядка распределения между пользователями квот добычи водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия)", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2010 года № 54, не соответствующими Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), ее статьям 5 (часть 5), 42 (часть 2, пункт 1) в той части, в какой эти положения обязывают лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, при традиционной хозяйственной деятельности в виде традиционного рыболовства без предоставления рыбопромыслового участка, осуществляемого без разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, представлять в уполномоченный орган исполнительной власти заявки о выделении квот добычи (вылова) водных биоресурсов для традиционного рыболовства, а также на основе этой заявки получать в уполномоченном органе исполнительной власти документы, удостоверяющие наделение пользователей квотами добычи (вылова) водных биоресурсов для традиционного рыболовства.
3. Конституционно-правовой смысл положений пунктов 5 и 9 "Порядка распределения между пользователями квот добычи водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия)", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2010 года № 54, выявленный в настоящем постановлении, является общеобязательным и, исходя из требований Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), ее статей 5 (часть 5), 42 (часть 2, пункт 1), и с учетом основанных на них правовых позиций Конституционного суда Республики Саха (Якутия), выраженных в настоящем постановлении, исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике, связанной с традиционной хозяйственной деятельностью лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, в виде традиционного рыболовства без предоставления рыбопромыслового участка, осуществляемого без разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и исключающего обязанность представлять в уполномоченный орган исполнительной власти заявки о выделении квот добычи (вылова) водных биоресурсов для традиционного рыболовства, а также на основе этой заявки получать в уполномоченном органе исполнительной власти документы, удостоверяющие наделение пользователей квотами добычи (вылова) водных биоресурсов для традиционного рыболовства.
4. Настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу со дня провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами государственной власти и должностными лицами.
5. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн", также в "Вестнике Конституционного суда Республики Саха (Якутия)" и на официальном сайте Конституционного суда Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Конституционный суд
Республики Саха (Якутия)


------------------------------------------------------------------