Типы документов

Реклама

Партнеры


Распоряжение Правительства РС от 25.11.2015 N 1383-р "Об утверждении положительного заключения Экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по оценке воздействия на этнологическую среду в составе проектной документации "Магистральный газопровод "Сила Сибири"



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 ноября 2015 г. № 1383-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
НА МАТЕРИАЛЫ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭТНОЛОГИЧЕСКУЮ
СРЕДУ (ОВЭС) В СОСТАВЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
"МАГИСТРАЛЬНЫЙ ГАЗОПРОВОД "СИЛА СИБИРИ"

В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. 820-З № 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" и на основании пункта 22 раздела III Положения о порядке организации и проведения этнологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2011 г. № 428:
1. Утвердить положительное заключение Экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации "Магистральный газопровод "Сила Сибири" согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Соловьева А.Ю.
3. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА





Утверждено
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 25 ноября 2015 г. № 1383-р

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
НА МАТЕРИАЛЫ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭТНОЛОГИЧЕСКУЮ
СРЕДУ (ОВЭС) В СОСТАВЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
"МАГИСТРАЛЬНЫЙ ГАЗОПРОВОД "СИЛА СИБИРИ"

Экспертная комиссия этнологической экспертизы по итогам исследования материалов Оценки воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) и проектной документации "Магистральный газопровод "Сила Сибири" в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на территории Олекминского, Алданского, Нерюнгринского районов Республики Саха (Якутия).
На государственную этнологическую экспертизу Республики Саха (Якутия) заказчиком ООО "Газпром трансгаз Томск" представлены следующие документы:
1. Проектная документация раздел 1. Пояснительная записка, Часть 1.1. Состав проектной документации, 4570П2.00.П.03.ПЗ1.СП(1), ТОМ 1.1 Изм. 1.
2. Проектная документация. Раздел 1. Пояснительная записка, Часть 1.2. Пояснительная записка. Текстовая часть, 4570П2.00.П.03.ПЗ2.ПЗ(1), Том 1.2 Изм. 1.
3. Проектная документация. Раздел 2. Проект полосы отвода объектов линейной части. Часть 2.1. Объекты линейной части. 4570П2.00.П.03.ППО1.ПЗ(2), ТОМ 2.1.1 Изм. 2, 2015.
4. Проектная документация. Раздел 2 Проект полосы отвода объектов линейной части, Часть 2.2 Газопровод-отвод к ГРС ЛПУМГ № 2 в г. Алдан, 4570П2.00.П.03.ППО2.ПЗ, Том 2.2.1.
5. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. ПОДРАЗДЕЛ 4.1. Пояснительная записка, Часть 4.1.1. Объекты ЛПУМГ. Книга 4.1.1.1. ЛПУМГ № 2 в г. Алдан, 4570П2.00.П.03.ПЗ5.ПЗ(1), ТОМ 4.1.1.1 Изм. 1, (исполнитель НФ ОАО "ВНИПИгаздобыча"), 2015.
6. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. Подраздел 4.1. Пояснительная записка. Часть 4.1.1. Объекты ЛПУМГ. Книга 4.1.1.2 Объекты ЛПУМГ № 3 в г. Нерюнгри. 4570П2.00.П.03.ПЗ6.ПЗ(1) (исполнитель ООО "Белгородский Промтранспроект"), Том 4.1.1.2.1 Изм. 1, 2015.
7. "Полигон твердых бытовых и промышленных отходов" при компрессорной станции КС-1 "Салдыкельская" в составе проектной документации "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Этап 2.1. Участок "Ленск - КС-1 "Салдыкельская".
8. "Полигон твердых бытовых и промышленных отходов" при компрессорной станции КС-2 "Олекминская" в составе проектной документации "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Этап 2.2. Участок "КС-1 "Салдыкельская" - КС-2 "Олекминская".
9. "Полигон твердых бытовых и промышленных отходов" при компрессорной станции КС-3 "Амгинская" в составе проектной документации "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Этап 2.3. Участок "КС-2 "Олекминская" - КС-3 "Амгинская".
10. "Полигон твердых бытовых и промышленных отходов" при компрессорной станции КС-4 "Нимнырская" в составе проектной документации "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Этап 2.4. Участок "КС-3 "Амгинская" - КС-4 "Нимнырская".
11. "Полигон твердых бытовых и промышленных отходов" при компрессорной станции КС-5 "Нагорная" в составе проектной документации "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Этап 2.5. Участок "КС-4 "Нимнырская" - КС-5 "Нагорная".
12. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта, ПОДРАЗДЕЛ 4.2. Схемы планировочной организации земельных участков, Часть 4.2.1. Объекты линейной части, 4570П2.00.П.03.ГП1.ПЗ(2), ТОМ 4.2.1.1 Изм. 2.
13. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. Подраздел 4.2. Схемы планировочной организации земельных участков. Часть 4.2.6. Автомобильные дороги и сооружения, 4570П2.00.П.03.АД1.ПЗ(2), ТОМ 4.2.6.1, Изм. 2.
14. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. Подраздел 4.2. Схемы планировочной организации земельных участков. Часть 4.2.1. Объекты линейной части. 4570П2.00.П.03.ГП1.ПЗ(2). Том 4.2.1.1 Изм. 2, 2015.
15. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. Подраздел 4.2. Схемы планировочной организации земельных участков. Часть 4.2.1. Объекты линейной части. 4570П2.00.П.03.ГП1.ПЗ(2). ТОМ 4.2.1.2 Изм. 2, 2015.
16. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. Подраздел 4.2. Схемы планировочной организации земельных участков. Часть 4.2.2. Объекты ЛПУМГ № 2 в г. Алдан. 4570П2.00.П.03.ПЗУ1.ПЗ. (исполнитель НФ ОАО "ВНИПИгаздобыча"), Том 4.2.2, 2014.
17. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. Подраздел 4.2. Схема планировочной организации земельных участков. Часть 4.2.5.1. Полигон твердых бытовых и промышленных отходов при компрессорной станции КС-1 "Салдыкельская". 4570П2.00.П.03.ПЗУ4.Пз. Том 4.2.5.1.
18. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. Подраздел 4.2. Схема планировочной организации земельных участков. Часть 4.2.5.2. Полигон твердых бытовых и промышленных отходов при компрессорной станции КС-2 "Олекминская". 4570П2.00.П.03.ПЗУ5.ПЗ. ТОМ 4.2.5.2.
19. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта подраздел 4.2. Схема планировочной организации земельного участка. Часть 4.2.5.3. Полигон твердых бытовых и промышленных отходов при компрессорной станции КС-3 "Амгинская". Том 4.2.5.3.
20. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. Подраздел 4.2. Схема планировочной организации земельных участков. Часть 4.2.5.4. Полигон твердых бытовых и промышленных отходов при компрессорной станции КС-4 "Нимнырская". 4570П2.00.П.03.ПЗУ7.ПЗ. ТОМ 4.2.5.4. 2014.
21. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. Подраздел 4.2. Схема планировочной организации земельных участков. Часть 4.2.5.5. Полигон твердых бытовых и промышленных отходов при компрессорной станции КС-5 "Нагорная". 4570П2.00.П.03.ПЗУ8.ПЗ. ТОМ 4.2.5.5.
22. Проектная документация. Раздел 4. здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. Подраздел 4.2. Схемы планировочной организации земельных участков. Часть 4.2.6. Автомобильные дороги и сооружения. 4570П2.00.П.03.АД1.ПЗ(2). Том 4.2.6.1 Изм. 2.
23. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. ПОДРАЗДЕЛ 4.8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды. ЧАСТЬ 4.8.1. Перечень мероприятий по охране окружающей среды. Инфраструктура линейного объекта. КНИГА 4.8.1.1. Объекты ЛПУМГ № 2 в г. Алдан. Республика Саха (Якутия). 4570П2.00.П.03.ООС1.ПЗ(1). (Исполнитель НФ ОАО "ВНИПИгаздобыча"). Том 4.8.1.1.1 Изм. 1, 2015.
24. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. Подраздел 4.8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды. Часть 4.8.1. Перечень мероприятий по охране окружающей среды. Инфраструктура линейного объекта. Книга 4.8.1.2 Объекты ЛПУМГ № 3 в г. Нерюнгри.
25. Полигон твердых бытовых и промышленных отходов прикомпрессорной станции КС-2 "Олекминская" в составе проектной документации "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Этап 2.2. Участок "КС-1 "Садыкельская" - КС-2 "Олекминская" (охрана ОС).
26. Полигон твердых бытовых и промышленных отходов при компрессорной станции КС-3 "Амгинская" в составе проектной документации "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Этап 2.3. Участок "КС-2 "Олекминская" - КС-3 "Амгинская" (охрана ОС).
27. Полигон твердых бытовых и промышленных отходов при компрессорной станции КС-4 "Нимнырская" в составе проектной документации "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Этап 2.4. Участок "КС-3 "Амгинская" - КС-4 "Нимнырская" (охрана ОС).
28. Полигон твердых бытовых и промышленных отходов при компрессорной станции КС-5 "Нагорная" в составе проектной документации "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Этап 2.5. Участок "КС-4 "Нимнырская" - КС-5 "Нагорная".
29. Проектная документация. Раздел 7. Мероприятия по охране окружающей среды. Часть 7.1. Мероприятия по охране окружающей среды по объектам линейной части. Книга 7.1.1. Республика Саха (Якутия). 4570П2.00.П.03.ООС11.ПЗ(2). ТОМ 7.1.1. Изм. 2, 2015.
30. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. Подраздел 4.8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды, Часть 4.8.1. Перечень мероприятий по охране окружающей среды. Инфраструктура линейного объекта. Книга 4.8.1.1 Объекты ЛПУМГ № 2 в г. Алдан. Республика Саха (Якутия), 4570П2.00.П.03.ООС1.ПЗ(1), (Исполнитель НФ ОАО "ВНИПИгаздобыча"). Том 4.8.1.1.1 Изм. 1.
31. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. Подраздел 4.8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды, Часть 4.8.1 Перечень мероприятий по охране окружающей среды. Инфраструктура линейного объекта. Книга 4.8.1.1 Объекты ЛПУМГ № 2 в г. Алдан. Республика Саха (Якутия), 4570П2.00.П.03.ООС1.ПЗ(1). (Исполнитель НФ ОАО "ВНИПИгаздобыча"). Том 4.8.1.1.2 Изм. 1, 2015.
32. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. Подраздел 4.8 Перечень мероприятий по охране окружающей среды. Часть 4.8.1 Перечень мероприятий по охране окружающей среды. Инфраструктура линейного объекта. Книга 4.8.1.1 Объекты ЛПУМГ № 2 в г. Алдан. Республика Саха (Якутия), 4570П2.00.П.03.ООС1.ПЗ(1). (Исполнитель НФ ОАО "ВНИПИгаздобыча"), Том 4.8.1.1.2 Изм. 1.
33. Проектная документация. Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. Подраздел 4.8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды. Часть 4.8.2. Производственный экологический контроль (мониторинг). Инфраструктура линейного объекта. Книга 4.8.2.1. Объекты ЛПУМГ № 2 в г. Алдан. Республика Саха (Якутия), 4570П2.00.П.03.ПЭМ1.ПЗ(1), Том 4.8.2.1 Изм. 1, (Исполнитель ЗАО "НПФ "ДИЭМ").
34. Проектная документация. Раздел 7. Мероприятия по охране окружающей среды. Часть 7.3. Оценка воздействия на окружающую среду по объектам линейной части. Книга 7.3.1. Республика Саха (Якутия). 4570П2.00.П.03.ОВОС11.ПЗ (1). (Исполнитель ЗАО "НПФ ДИЭМ"). Том 7.3.1.2 Изм. 1, 2015.
35. Заключение по теме: Исчисление размера убытков, причиненных пользователям земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) ООО "Газпром трансгаз Томск" при строительстве объектов "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Кочевая родовая община коренных малочисленных народов Севера (эвенков) "Киен-Юрях" ("Широкая речка") (далее - КРО КМНС "Киэн-Юрях"). Алданский район. - Якутск: ФГБУН ИГИиПМНС СО РАН, 2015.
36. Заключение № 70/3010/2015 по теме: Исчисление размера убытков, причиненных пользователям земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) ООО "Газпром трансгаз Томск" при строительстве объектов "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Родовая кочевая община коренных малочисленных народов Севера - эвенков "Амин" ("Отец") (далее - РКО КМНС "Амин"). Алданский район. - Якутск: ФГБУН ИГИиПМНС СО РАН, 2015.
37. Заключение № 71/3010/2015 по теме: Исчисление размера убытков, причиненных пользователям земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) ООО "Газпром трансгаз Томск" при строительстве объектов "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Родовая кочевая община коренных малочисленных народов Севера - эвенков "Бугат" (Родина) (далее - РКО КМНС "Бугат"). Нерюнгринский район. - Якутск: ФГБУН ИГИиПМНС СО РАН, 2015.
38. Заключение № 72/3010/2015 по теме: Исчисление размера убытков, причиненных пользователям земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) ООО "Газпром трансгаз Томск" при строительстве объектов "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Муниципальное унитарное предприятие "Иенгра" (далее - МУП "Иенгра") сельского поселения "Иенгринский эвенкийский национальный наслег" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия). Муниципальное унитарное предприятие "Золотинка" (далее - МУП "Золотинка") сельского поселения "Иенгринский эвенкийский национальный наслег" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия). Нерюнгринский район. - Якутск: ФГБУН ИГИиПМНС СО РАН, 2015.
39. Заключение № 69/3010/2015 по теме: Исчисление размера убытков, причиненных пользователям земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) ООО "Газпром трансгаз Томск" при строительстве объектов "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Открытое акционерное общество коренных малочисленных народов Севера "Хатыстыр" (далее - ОАО КМНС "Хатыстыр). Алданский район. - Якутск: ФГБУН ИГИиПМНС СО РАН, 2015.

Общие выводы
экспертизы материалов и проектной документации
по объекту "Магистральный газопровод "Сила Сибири"
в местах традиционного проживания и традиционной
хозяйственной деятельности коренных малочисленных
народов Севера Республики Саха (Якутия)

Материалы оценки воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации "Магистральный газопровод "Сила Сибири" соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и Республики Саха (Якутия):
Конституции Российской Федерации;
Гражданскому Кодексу Российской Федерации;
Градостроительному Кодексу Российской Федерации;
Федеральному закону Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации";
Федеральному закону Российской Федерации от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
Федеральному закону Российской Федерации от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральному закону Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральному закону Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире";
Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. № 536-р "Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
Распоряжению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации";
Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 132-р;
Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2009 года № 565 "Об утверждении методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации";
Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия);
Закону Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 г. 227-З № 461-III "О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера (новая редакция)";
Закону Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. 820-З № 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности народов Севера Республики Саха (Якутия)";
Закону Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1997 г. З № 180-I "О северном домашнем оленеводстве";
Закону Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 г. 82-З № 175-III "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера (новая редакция)";
Закону Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 г. 370-З № 755-III "О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)";
Закону Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2011 г. 897-З № 715-IV "О защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)".
Магистральный газопровод "Сила Сибири" на участке "Ленск - Сковородино - Белогорск" предназначен для транспорта газа с Чаяндинского НГКМ и газоснабжения регионов Дальневосточного федерального округа России, с учетом возможного экспорта на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В административном отношении трасса проектируемого магистрального газопровода на участке "Ленск - Сковородино - Белогорск" проходит по территории Республики Саха (Якутия) и Амурской области. В пределах Республики Саха (Якутия) трасса газопровода пересекает Ленский, Олекминский, Алданский, Нерюнгринский районы, в зоне потенциального влияния магистрального газопровода окажется обширная территория Якутии (21,4%) и значительная часть ее населения (28,8%), в том числе и коренные малочисленные народы Севера Республики Саха (Якутия).
Магистральный газопровод пересекает границы следующих местностей (территорий) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия):
1) Олекминский район: от точки пересечения трассы магистрального газопровода с административной границей Олекминского района до километровой отметки 549 по трассе магистрального газопровода расположены охотничьи угодья "ИП Габышева А.А", далее от км отметки 549 до правого берега р. Лена расположены общедоступные угодья Олекминского района. От правого берега р. Лена до км отметки 755,8 расположены охотничьи угодья ОАО ФАПК "Сахабулт" (уч. Туолбачан);
2) Алданский район: от пересечения магистрального газопровода с административной границей Алданского района до км 868 расположены охотничьи угодья РКО КМНС "Амин" и КРО КМНС "Киэн-Юрях", далее до км отметки 868 расположены общедоступные угодья Алданского района. Далее до правого берега р. Алдан расположены ООПТ ресурсного резервата "Улахан-Тала". От правого берега р. Алдан до пересечения трассы магистрального газопровода с р. Звезда (левый приток р. Селигдар) расположены охотничьи угодья ОАО КМНС "Хатыстыр". Далее до отметки 994,7 - общедоступные угодья Алданского района. От отметки 994,7 км до административной границы Нерюнгринского района - ООПТ ресурсного резервата "Нимныр";
3) Нерюнгринский район: от пересечения магистрального газопровода с административной границей Нерюнгринского района до отметки 1094,5 расположены охотничьи угодья РКО КМНС "Бугат". Далее до отметки 1129,2 - ООПТ ресурсного резервата "Хатыми". От границы ООПТ "Хатыми" до пересечения магистрального газопровода с р. Буоюма (левый приток р. Горбыллах) - расположены общедоступные угодья Нерюнгринского района. Далее от р. Буоюма до пересечения с административной границей Амурской области расположены охотничьи угодья МУП "Иенгра" (участок № 2).
Разработчиками учтены требования Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", а также Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. В настоящее время Градостроительным кодексом Российской Федерации оговариваются требования к проектной документации в части охраны окружающей среды. Обязательной для линейных объектов является разработка раздела "Охрана окружающей среды".
Проектным решением предусмотрено направление трассы магистрального газопровода параллельно со строящимся нефтепроводом "Восточная Сибирь - Тихий океан". Данный вариант прохождения трассы (вдоль ВСТО) был одобрен администрациями субъектов Федерации при рассмотрении Декларации о намерениях строительства магистрального газопровода, а также рекомендован на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина (протокол № ВП-П9-16пр от 19.03.2011).
Следует заметить, что принятый вариант прохождения трассы значительно снижает потенциальные убытки коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) по сравнению с вариантом прохождения трассы по южному варианту.
По трассе газопровода на переходах через крупные реки (с шириной русла в межень 75 м и более) предусмотрены резервные нитки. Основная и резервная нитки соединены перемычками.
Выбор трасс автодорог выполнен с максимальным использованием сети существующих автодорог и с учетом размещения всех площадочных сооружений комплекса.
Продолжительность строительства проектируемых объектов магистрального газопровода составит:
этап 2.2 Участок КС-1 "Салдыкельская" - КС-2 "Олекминская" - 34 месяца (884 дня),
этап 2.3 Участок КС-2 "Олекминская" - КС-3 "Амгинская" - 35.5 месяцев (923 дня),
этап 2.4 Участок КС-3 "Амгинская" - КС-4 "Нимнырская" - 37 месяцев (962 дня),
этап 2.5 Участок КС-4 "Нимнырская" - КС-5 "Нагорная" - 36 месяцев (936 дней) круглогодично.
Таким образом, срок строительства объектов "Магистральный газопровод "Сила Сибири" ограничен, что соответственно позволяет говорить о временном ограничении процесса строительства, как периода наиболее интенсивного воздействия на все компоненты экосистем.
Проектной документацией в периоды строительства и эксплуатации проектируемых объектов предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на: рациональное использование водных ресурсов, предотвращение загрязнения водных объектов, нарушений линий естественного стока, сохранение водных биологических ресурсов, что, несомненно, должно способствовать сохранению одного из видов традиционных промыслов - рыболовства.
Строительство и эксплуатация проектируемых объектов магистрального газопровода на территории Республики Саха (Якутия) связаны с определенным воздействием на осваиваемую территорию и нарушением почвенно-растительного покрова.
Строительство сооружений магистрального газопровода в границах Республики Саха (Якутия) потребует изъятия земельных (лесных) участков в краткосрочную аренду и в долгосрочную аренду (на период эксплуатации сооружений). В то же время проектной документацией в периоды строительства и эксплуатации проектируемых объектов магистрального газопровода предусмотрен комплекс технологических, сантехнических и организационных мероприятий, направленный на охрану почвенного и растительного покрова от нерегламентированного механического нарушения и загрязнения.
Проектной документацией в периоды строительства и эксплуатации проектируемых объектов предложены мероприятия по накоплению, транспортировке с последующим сбором, использованием, обезвреживанием, размещением образующихся отходов.
Кроме того, проектной документацией предусмотрен комплекс мероприятий по охране недр, растительного мира, объектов животного мира, а также мероприятия по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций.
Заявлено, что при проектировании и строительстве объектов "Магистральный газопровод "Сила Сибири" участок "Ленск - Белогорск" будут использованы все последние достижения научно-технического прогресса в области проектирования, строительства и эксплуатационного мониторинга трубопроводного оборудования на фоне значительно усовершенствованной в последние годы системы контроля качества на всех этапах производства.
В документации "Проектов полос отвода объектов линейной части" помимо расчета размеров земельных участков, предоставляемых для размещения объектов, приводятся обоснования необходимости размещения объектов и их инфраструктуры на землях сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий.
Проектом полосы отвода рассматриваются линейные и площадочные сооружения.
Основные линейные сооружения: трасса магистрального газопровода диаметром 1420 мм с газопроводами-отводами; трассы газопроводов топливного газа; трассы кабельных линий связи; трассы подъездных автодорог; трасса временного технологического проезда; трасса зимней автодороги (автозимника) со съездами к площадкам ВЗиС; трассы ВЛЗ 10 (6) кВ; трассы ВЛ 48В.
К площадочным сооружениям по объектам линейной части относятся площадки: крановых узлов (КУ), узла подключения компрессорной станции (УЗПКС), узла запуска очистного устройства (УЗОУ), узла приема очистного устройства (УПОУ), посадочные площадки для вертолетов (ВП), радиорелейных станций (ПРС, ОРС, УРС), дом линейного обходчика ДЛО, временных зданий и сооружений (ВЗиС).
К искусственным сооружениям данного проекта относится устройство мостов и водопропускных труб на автомобильных дорогах, выполненное с учетом гидрологических характеристик пересекаемых водотоков.
Необходимо отметить, что расчистка от леса предусмотрена, в основном, в зимний период времени с максимальным сохранением почвенного покрова. Раскорчевка пней будет производиться только в зоне разработки траншей и территорий для размещения технологического оборудования на площадочных объектах. После разделки и сортировки деловая древесина будет складироваться на специально отведенных для этих целей временных площадках и в дальнейшем передаваться органу государственной власти субъекта Российской Федерации для реализации.
Подчеркивается, что выбор прохождения трассы магистрального газопровода обоснован материалами инженерных изысканий, особенностями рельефа, технологическими требованиями, строительными нормативами. С точки зрения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов оптимальность выбора трассы газопровода подтверждена результатами топографического материала и материалами по лесоустройству, предварительными актами выбора земельных участков.
В материалах имеются согласования проведения инженерных изысканий с главами общин коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), по территориям которых проходит трасса газопровода.
В разделе 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта" оговаривается подземный способ укладки газопровода. Глубина заложения газопровода составляет не менее 0,8 м до верха трубы. Глубина заложения участков газопровода под автомобильной дорогой должна быть не менее 1,5 м от верха покрытия дороги до верхней образующей защитного футляра, в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 0,4 м от дна кювета, водоотводной канавы или дренажа.
Полевые дороги постоянного использования пересекаются подземно без защитных футляров. При этом глубина заложения принята не менее 1,4 м от верха покрытия дороги до верхней образующей газопровода, а газопровод под дорогой защищается устройством переезда.
При пересечении водных преград глубина заложения принята на 0,5 м ниже прогнозируемой линии деформации русла (до верха балластирующих устройств) и не менее 0,8 м от естественных отметок водоема.
До ввода в эксплуатацию построенный газопровод должен быть подвергнут очистке полости, испытанию на прочность и проверке на герметичность, что несомненно будет способствовать безаварийной эксплуатации.
Важным моментом в деле охраны окружающей среды является предусмотренная работа химико-аналитической лаборатории для выполнения анализа проб природного газа, сточных, поверхностных, подземных вод и почвы, котловой воды, турбинных масел, для оперативного приема и накопления информации по контролируемым параметрам природной среды и технологических процессов, отображения и представления полученной информации.
Проектом также предусмотрена работа Контрольно-технического пункта, предназначенного для проверки технического состояния выходящих из парка автомобилей, наличия и правильности оформления документации.
В разделе 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта" заявлено о создании Линейно-производственных управлений магистрального газопровода (ЛПУМГ), предназначенных для обслуживания участков "Магистральный газопровод "Сила Сибири" (г. Нерюнгри, г. Алдан). Описывается зона ответственности базы ЛЭС.
Назначение проектируемого ЛПУМГ - создание организационной структуры управления системой бесперебойной транспортировки газа в границах линейно-производственного управления, размещение административного и производственного комплекса ЛПУМГ, связанного с обслуживанием и жизнеобеспечением системы в пределах заданного участка магистрального газопровода.
Проектируемые объекты Управления должны обеспечивать эксплуатационную составляющую производственного процесса управления газотранспортной системой, работ, связанных с техническим обслуживанием, ремонтами оборудования линейной части газопровода, организацию своевременного перемещения транспортных средств, их хранение и техническое обслуживание, прием, хранение и выдачу материально-технических средств, поступающих с внешней транспортной сети (авиационный, автомобильный и речной транспорт).
В разделе проектной документации "Полигоны твердых бытовых и промышленных отходов" при компрессорных станциях описываются основные технические характеристики площадок под полигоны ТБиПО. Полигоны ТБиПО при КС предназначены для безопасного захоронения отходов производства и потребления IV-V класса опасности (ТБО и ПО), а также термического обезвреживания отходов производства (ПО) III-IV класса, отходов потребления (ТБО) IV-V класса и медицинских отходов, образующихся в период строительства и эксплуатации (19 лет) проектируемых объектов КС и линейной части.
В подразделе 4.2 "Схемы планировочной организации земельных участков" раздела 4 проектной документации представлен генеральный план вертолетных площадок (ВП). ВП запроектированы в соответствии с "Пособием по проектированию вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок для вертолетов ГА" (Аэропроект. Москва, 1984 г.), с учетом требований федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории". Маркировка нанесена в соответствии с Руководством по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГА РФ-94).
В этом же подразделе в части "Автомобильные дороги и сооружения" представлены основные характеристики автодорог. Выбор трасс проектируемых автодорог к площадкам крановых узлов, КС1 - КС7а выполнялся в параллельном следовании с магистральным газопроводом с учетом геоморфологических характеристик, структурно-тектонического строения, геокриологических условий, опасных геологических процессов и явлений, характеристик снежного покрова района освоения месторождения.
Проектная документация по сооружению автомобильных мостов выполнена в соответствии с требованиями нормативных документов: постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию", СП, СНиПов и ГОСТов. При проектировании мостовых переходов проектировщиками учтены сведения Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) Ленского бассейнового водного управления о принадлежности водного объекта (реки, ручья) и Федерального государственного учреждения "Якутское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (ФГУ "Якутрыбвод") Федерального агентства по рыболовству о рыбохозяйственной характеристике водного объекта.
Наиболее важными для сохранения возможности ведения традиционных промыслов являются разделы, посвященные оценке возможного воздействия, мероприятиям по снижению негативных воздействий на исконную среду обитания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), а также расчетам размеров убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
В настоящее время большая часть населения административных районов Республики Саха (Якутия), охваченных объектом "Магистральный газопровод "Сила Сибири", представлена русскими (71,8%), якутами (8,57%), эвенами и эвенками (1,79%), что в совокупности составляет 10,4% от общей численности жителей исследуемого региона.
Основные социально-экономические характеристики Олекминского, Алданского, Нерюнгринского районов представлены всесторонне и на хорошем профессиональном уровне.
Так, подраздел 10.9 "Оценка воздействия на этнологическую среду" включает в себя этнокультурную, социально-экономическую и медико-демографическую характеристику Олекминского, Алданского и Нерюнгринского районов.
Демографическая характеристика народонаселения включает анализ миграционной подвижности, национальной структуры населения, расселения в городах и селах, половозрастной структуры населения, его воспроизводство.
Приведенные данные показывают, что в районах промышленного освоения, к которым относятся Алданский и Нерюнгринский районы, население в основном полиэтнично и поликультурно. Отличительной особенностью народонаселения исследуемого региона является значительный удельный вес городских жителей (89,05%).
Сравнительный анализ статистических данных показывает, что для них характерна высокая степень концентрации: наибольшая часть горожан (76,4%) сосредоточена в городах Нерюнгри и Алдан, а также в других городах и поселках городского типа с численностью от 10 до 50 тыс. человек.
В большинстве из них фиксируется последовательная убыль населения. В настоящее время, несмотря на непрерывную миграцию, территориальная дифференцированность в расселении городского населения региона продолжает сохраняться. При этом основную его часть составляют русские: по итогам переписи 2010 года горожанами являются 93,2% русского населения республики. В сельской местности в основном проживают жители Олекминского района (65,7%), среди которых численно доминируют якуты, которые в целом составляют большинство сельского населения республики. Так, по итогам переписи 2010 года 65,3% всех якутов остаются жителями сельских поселений.
Хотя и отмечается некоторая удаленность мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) от основных промышленных центров, но они вовлечены в интеграционный процесс в результате промышленного освоения их территорий.
В материалах специально отмечается, что рассматриваемый объект затрагивает территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) Алданского и Нерюнгринского районов. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности хороших малочисленных народов Российской Федерации и перечня традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации" к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации в муниципальных образованиях, по которым проходит трасса газопровода, отнесены:
Алданский муниципальный район - села Хатыстыр и Угаян Беллетского сельского поселения (наслега), с. Кутана Анаминского сельского поселения (наслега);
Нерюнгринский муниципальный район (с. Иенгра Иенгринского сельского поселения (наслега)).
На территории Алданского района в зоне прохождения трассы газопровода традиционные виды деятельности осуществляет КРО КМНС "Киэн-Юрях".

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2004 г. № 1553-р "О выделении средств из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на оказание содействия при выезде за пределы республики лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и получивших временное убежище на территории Республики Саха (Якутия)" участки лесного фонда в пределах Тобукского лесничества площадью 143 916 га переданы в безвозмездное пользование на 49 лет КРО КМНС "Киэн-Юрях" для развития традиционных видов деятельности (оленеводство, табунное коневодство).
На территории Нерюнгринского района трасса газопровода проходит по землям РКО КМНС "Бугат" и по землям Иенгринского эвенкийского национального наслега.
РКО КМНС "Бугат" переданы в бессрочное пользование участки лесного фонда площадью 333 770,2441 га для ведения традиционного образа жизни и хозяйствования.
Здесь важно подчеркнуть, что именно в общинах, которые ведут традиционную хозяйственную деятельность, отмечается наличие однонациональной семьи - своеобразного этногенетического и социокультурного фонда северных этносов, сохраняющей неповторимую самобытную культуру и язык, традиционный образ жизни.
Деятельность существующих кочевых родовых общин и домохозяйств имеет огромное значение для защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного природопользования, народных художественных промыслов, родного языка, а также для обеспечения коренных жителей экологически чистыми продуктами питания и товарами народного потребления.
В результате прямого техногенного воздействия на территории их традиционного природопользования сообщество коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) подвергается разного рода рискам, в том числе и деформации семейно-брачных отношений, следствием которых может стать неуклонный рост неустойчивых межнациональных браков и возрастание темпов метисации коренных народов, которые ускоряют процессы их ассимиляции и этнического кризиса, что приводится в материалах.
Основные социально-экономические показатели рассмотрены в подразделах об общей характеристике социально-экономического развития районов, о современном состоянии развития традиционных отраслей хозяйства коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия): оленеводстве, охотничьем промысле, рыболовстве, об уровне жизни населения региона.
Подробно рассмотрена социальная инфраструктура сельских поселений в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия): медицинские учреждения, культурно-досуговые и образовательные учреждения. Приводятся медико-статистические показатели по Олекминскому, Алданскому и Нерюнгринскому районам.
Отмечается, что строительство объекта "Магистральный газопровод "Сила Сибири" будет иметь и положительные, и отрицательные моменты социально-экономического характера.
Положительные стороны будут выражаться в том, что строительство объекта "Магистральный газопровод "Сила Сибири" на территории Республики Саха (Якутия) повлияет на повышение имиджа и социальную ответственность крупных бизнес-структур, осваивающих недровые богатства Республики Саха (Якутия), внесет весомый вклад в ее социально-экономическое развитие.
Сотрудничество промышленных корпораций с республиканскими и местными органами власти, неправительственными организациями, научными учреждениями является одним из позитивных тенденций в развитии гражданского общества.
К положительным сторонам относятся повышение уровня занятости местного населения, развитие производственной и социальной инфраструктуры сельских поселений, улучшение качества транспортной схемы сельских ЛПУ до ЦРБ, возникновение условий для развития субъектов малого и среднего бизнеса, расширение влияния бизнеса в регионе, поступление дополнительных налогов и платежей в бюджеты разного уровня, повышение уровня и качества жизни населения, в том числе аборигенного и старожильческого, дополнительное финансирование отраслей бюджетной сферы.
Отрицательные моменты касаются в первую очередь коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) и относятся к сфере их этносоциальной адаптации к новым условиям современности.
Все расчеты в заключениях по темам: "Исчисление размера убытков, причиненных пользователям земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) ООО "Газпром трансгаз Томск" при строительстве объекта "Магистральный газопровод "Сила Сибири", выполненные ФГБУН "Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера" Сибирского отделения Российской академии наук проведены в соответствии с требованиями Методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2009 г. № 565.
Ниже приведены: краткое содержание заключений, основные выводы и результаты расчетов убытков.
Основными видами традиционной деятельности КРО КМНС "Киэн-Юрях" Алданского района являются оленеводство, табунное коневодство, охотпромысел, рыболовство и сбор дикорастущих пищевых и лекарственных растений.
Оленеводство играет основополагающую роль в деятельности КРО КМНС "Киэн-Юрях". На 1 июля 2015 года община выпасает 44 головы оленей, из них маточного поголовья - 24 головы. Оленьи пастбища общины расположены на всей территории хозяйства. В северо-восточной части территории в долине реки Амга расположены пастбища летнего сезона. Здесь же выпасается 31 лошадь общины.
Для ведения охотпромысла община имеет долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира. Ежегодно добываются следующие виды охотпромысловых животных: лось, дикий северный олень, медведь, косуля, соболь, волк, белка, заяц, куропатка, рябчик, тетерев, глухарь, утки, гуси.
Рыболовство осуществляется на реке Амга и ее притоке р. Киен-Юрях. Промысловые виды рыб представлены хариусом, ленком, тайменем, тугуном, сигом, налимом.
Сбором дикорастущих пищевых и лекарственных растений члены общины занимаются в летний и осенний периоды. Для личных нужд и на реализацию община собирает до 300 кг ягод и грибов.
Размер убытков кочевой родовой общине коренных малочисленных народов Севера (эвенков) "Киен-Юрях" ("Широкая речка") в результате хозяйственной деятельности ООО "Газпром трансгаз Томск" по состоянию на 30 октября 2015 года определен: в случае единовременной выплаты - 7 095 443 (семь миллионов девяносто пять тысяч четыреста сорок три) рубля., в случае ежегодной выплаты - 2 625 766 (два миллиона шестьсот двадцать пять тысяч семьсот шестьдесят шесть) рублей.
РКО КМНС "Амин" Алданского района имеет свидетельство на право владения и бессрочного пользования земельным участком площадью 41832 гектара, расположенного в бассейне верховья реки Амга от левого притока Байбачан до административной границы с Олекминским районом.
Основными видами традиционной деятельности РКО КМНС "Амин" являются оленеводство, охотпромысел, рыболовство и сбор дикорастущих пищевых и лекарственных растений.
Оленеводство играет основополагающую роль в деятельности РКО КМНС "Амин". На 1 июля 2015 года община выпасает 40 голов оленей, из них маточного поголовья - 20 голов. Оленьи пастбища общины расположены на всей территории хозяйства. В южной части территории в долине реки Амга расположены пастбища летнего сезона.
Ежегодно добываются следующие виды охотпромысловых животных: лось, дикий северный олень, медведь, косуля, соболь, волк, белка, заяц, куропатка, рябчик, тетерев, глухарь, утки, гуси.
Рыболовство осуществляется на реке Амга. Промысловые виды рыб представлены хариусом, ленком, тайменем, тугуном, сигом, налимом.
Сбором дикорастущих пищевых и лекарственных растений члены общины занимаются в летний и осенний периоды. Для личных нужд и на реализацию община собирает до 300 кг ягод и грибов.
Размер убытков, причиненных родовой кочевой общине коренных малочисленных народов Севера - эвенков "Амин" ("Отец") в результате хозяйственной деятельности ООО "Газпром трансгаз Томск" по состоянию на 30 октября 2015 года определен за период строительства (3 года, 2015 - 2017 годы): в случае единовременной выплаты - 4 580 827 (четыре миллиона пятьсот восемьдесят тысяч восемьсот двадцать семь) рублей; в случае ежегодной выплаты - 1 695 198 (один миллион шестьсот девяносто пять тысяч сто девяносто восемь) рублей.
Основными видами традиционной деятельности РКО КМНС "Бугат" ("Родина") Нерюнгринского района являются оленеводство, охотпромысел, рыболовство и сбор дикорастущих пищевых и лекарственных растений.
Община имеет свидетельство на право владения и бессрочного пользования лесным участком площадью 333170 гектаров, расположенным в бассейне среднего течения реки Хатыми с левыми притоками Эрге и Улахан-Леглегер.
Оленеводство играет основополагающую роль в деятельности РКО КМНС "Бугат". На 1 июня 2015 года поголовье оленей в хозяйстве составило 140 голов. Для получения субсидии и организации эффективной деятельности община объединилась с другими общинами Нерюнгринского района в СХПК "Южно-Якутское".
Для ведения охотпромысла община имеет долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира. Рыболовство осуществляется на реках Тимптон, Хатыми и их притоках.
Сбором дикорастущих пищевых и лекарственных растений члены общины занимаются в летний и осенний периоды. Для личных нужд и на реализацию община собирает до 300 кг ягод и грибов.
Размер убытков, причиненных родовой кочевой общине коренных малочисленных народов Севера - эвенков "Бугат" ("Родина"), в результате хозяйственной деятельности ООО "Газпром трансгаз Томск" по состоянию на 10 октября 2015 года определен за период строительства: в случае единовременной выплаты - 9 192 982 (девять миллионов сто девяносто две тысячи девятьсот восемьдесят два) рубля, в случае ежегодной выплаты - 3 401 989 (три миллиона четыреста одна тысяча девятьсот восемьдесят девять) рублей.
Основными видами традиционной деятельности МУП "Иенгра" и МУП "Золотинка" Нерюнгринского района являются оленеводство, охотпромысел, рыболовство и сбор дикорастущих пищевых и лекарственных растений.
Оленеводство играет основополагающую роль в деятельности МУП "Золотинка" На 01 апреля 2014 года поголовье оленей в хозяйстве составило 1919 голов, в т.ч. 983 - важенок и нетелей.
Для ведения охотпромысла МУП "Иенгра" имеет долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира, выданную в 2010 году. Рыболовство осуществляется на реке Тимптон и ее притоках.
Сбором дикорастущих пищевых и лекарственных растений население занимается в летний и осенний периоды для собственных нужд.
Размер убытков МУП "Иенгра" и МУП "Золотинка" на период строительства в результате хозяйственной деятельности ООО "Газпром трансгаз Томск" по состоянию на 10 октября 2015 года определен:
по муниципальному унитарному предприятию "Иенгра": в случае единовременной выплаты - 10 275 332 (десять миллионов двести семьдесят пять тысяч триста тридцать два) рубля, в случае ежегодной выплаты - 3 802 528 (три миллиона восемьсот две тысячи пятьсот двадцать восемь) рублей;
по муниципальному унитарному предприятию "Золотинка": в случае единовременной выплаты - 10 275 332 (десять миллионов двести семьдесят пять тысяч триста тридцать два) рубля, в случае ежегодной выплаты - 3 802 528 (три миллиона восемьсот две тысячи пятьсот двадцать восемь) рублей.
Деятельность предприятия коренных малочисленных народов Севера ОАО КМНС "Хатыстыр" Алданского района призвана развивать традиционные методы и способы сохранения естественных природных комплексов (пастбища и промысловые угодья), предприятие организует традиционные виды хозяйствования, организует производство и выпуск национальных видов продукции.
Размер убытков, причиненных открытому акционерному обществу коренных малочисленных народов Севера "Хатыстыр" в результате хозяйственной деятельности ООО "Газпром трансгаз Томск" на период строительства по состоянию на 30 октября 2015 года определен: в случае единовременной выплаты - 11 842 203 (одиннадцать миллионов восемьсот сорок две тысячи двести три) рубля, в случае ежегодной выплаты - 4 382 370 (четыре миллиона триста восемьдесят две тысячи триста семьдесят) рублей.
В материалах оценки детально рассмотрены следующие разделы: характеристика территории размещения хозяйств, промышленное освоение территории; описание состояния земельных участков; подходы к оценке убытков; материалы оценки качества земель; определение размера убытков и результаты оценки. Анализ материалов позволяет говорить о научной обоснованности проведенных расчетов.
Однако есть замечания. Так, при исчислении размера убытков, причиненных пользователям земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) расчеты проведены только на период строительства и не отражают период эксплуатации газопровода.
В проектной документации в качестве мероприятий, способствующих сохранению численности диких зверей и птиц (мероприятия по охране животных и птиц), декларируется проведение биотехнических мероприятий. Данный раздел необходимо дополнить перечнем биотехнических мероприятий, а также сопроводить их методологией их проведения.
В материалах отсутствуют конкретные мероприятия по участию в адаптации коренных народов к изменениям, возникающим в ходе реализации проекта.
В этой связи Экспертная комиссия этнологической экспертизы предлагает для смягчения негативных социальных, культурных и экологических последствий разработать программы с конкретными мероприятиями и источниками финансирования по содействию устойчивому развитию и адаптации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в зоне воздействия проекта, с учетом следующих мероприятий:
по финансированию образовательных программ по смене профессиональной ориентации и адаптации традиционного образа жизни к изменившимся условиям;
содействие национальным муниципальным образованиям Олекминского, Алданского, Нерюнгринского районов Республики Саха (Якутия) по проведению мероприятий этнокультурной направленности, возрождению и сохранению традиционных обычаев и обрядов, национальных праздников;
стимулирование и оплата обучения в специализированных классах школ, колледжах и ВУЗах детей из числа коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) с последующим трудоустройством на объектах ООО "Газпром трансгаз Томск".
Исследования представленных материалов показали, что в целом ОВЭС проведена с учетом требований Конституции Российской Федерации, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), Гражданского кодекса Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия) по коренным малочисленным народам Севера и этнологической экспертизе.
По итогам экспертизы материалов оценки воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) и проектной документации "Магистральный газопровод "Сила Сибири", Экспертная комиссия этнологической экспертизы приходит к следующим выводам:
намечаемое строительство объекта "Магистральный газопровод "Сила Сибири" соответствует требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия);
строительство объекта "Магистральный газопровод "Сила Сибири" допустимо и возможно в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Нерюнгринского, Алданского и Олекминского районов Республики Саха (Якутия).
На основании вышеизложенного Экспертная комиссия этнологической экспертизы выносит положительное заключение на материалы по строительству объекта "Магистральный газопровод "Сила Сибири".


------------------------------------------------------------------