Распоряжение Правительства РС от 19.08.2015 N 898-р "Об утверждении положительного заключения Экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по оценке воздействия на этнологическую среду в составе проектной документации "Строительство двух одноцепных ЛЭП кВ НПС-15 - НПС-16"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 августа 2015 г. № 898-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ
ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА МАТЕРИАЛЫ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ЭТНОЛОГИЧЕСКУЮ СРЕДУ (ОВЭС) В СОСТАВЕ ПРОЕКТНОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ "СТРОИТЕЛЬСТВО ДВУХ ОДНОЦЕПНЫХ
ЛЭП КВ НПС-15 - НПС-16"
В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. 820-З № 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" и на основании пункта 22 раздела III Положения о порядке организации и проведения этнологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2011 г. № 428:
1. Утвердить положительное заключение Экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации "Строительство двух одноцепных ЛЭП кВ НПС-15 - НПС-16" согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Срок действия заключения Экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по Оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации "Строительство двух одноцепных ЛЭП кВ НПС-15 - НПС-16" установить на 5 (пять) лет.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Соловьева А.Ю.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА
Утверждено
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 19 августа 2015 г. № 898-р
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА МАТЕРИАЛЫ
ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭТНОЛОГИЧЕСКУЮ СРЕДУ (ОВЭС)
В СОСТАВЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ "СТРОИТЕЛЬСТВО ДВУХ
ОДНОЦЕПНЫХ ЛЭП КВ НПС-15 - НПС-16"
Экспертная комиссия этнологической экспертизы по итогам рассмотрения материалов по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации "Строительство двух одноцепных ЛЭП кВ НПС-15 - НПС-16" экспертной группой в составе Шадрина В.И., научного сотрудника Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, руководителя группы, Бурцевой Е.И., доктора геологических наук, профессора кафедры менеджмента горно-геологической отрасли Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Слепцова А.Н., кандидата юридических наук, руководителя Центра правовых исследований устойчивого развития Арктики и коренных малочисленных народов Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, отмечает следующее.
На государственную этнологическую экспертизу Республики Саха (Якутия) представлены следующие документы:
1. Мероприятия по охране окружающей среды в составе проектной документации на строительство двух одноцепных ЛЭП кВ НПС-15 - НПС-16, Том 9, раздел 7 (48 стр.) выполненной инжиринговой компанией "Премьер-Энерго".
2. Оценка воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) объекта "Строительство двух одноцепных ЛЭП кВ НПС-15 - НПС-16" в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Якутии ПСХК "Киндигирь" муниципального образования "Олекминский район" Республики Саха (Якутия), КРО МНС-Э "Сэргээлэх", община "Амга" муниципального образования "Алданский район" Республики Саха (Якутия), выполненная ООО НПК "Северпроект", г. Коломенское Московской области, по заказу ОАО "Сахагипрозем". Часть 1-3.
3. Комплекс работ по предварительному согласованию места размещения объекта. Этап "Плата за землю", выполненный ООО "Геоинжстрой", г. Москва.
4. Материалы протоколов общих собраний членов ПСХК "Киндигирь" муниципального образования "Олекминский район" Республики Саха (Якутия), КРО КМНС "Сэргээлэх", родовой общины "Амга", родовой общины "Киен Юрях" муниципального образования "Алданский район" Республики Саха (Якутия) для согласования прохождения двух одноцепных ЛЭП кВ НПС-15 - НПС-16.
5. Письмо Администрации муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия), материалы общественных слушаний по строительству двух одноцепных ЛЭП кВ НПС-15 - НПС-16.
6. Материалы расчетов исчисления размеров убытков, причиненных ПСХК "Киндигирь" муниципального образования "Олекминский район" Республики Саха (Якутия), КРО КМНС "Сэргээлэх", родовой общине "Амга" родовой общине "Киен Юрях" муниципального образования "Алданский район" Республики Саха (Якутия).
7. Научный отчет по теме: "Археологическое обследование земельных участков, испрашиваемых к отводу и производству проектных и строительных работ на территории двух одноцепных ЛЭП кВ НПС-15 - НПС-16 в Алданском и Олекминском районах Республики Саха (Якутия)".
8. Смета на строительство. Т. 11 в 3-х частях.
9. Пояснительная записка. Т. 1.
10. Проект организации строительства. Т. 8.
11. Проект полосы отвода. Т. 2.
Общие выводы экспертизы материалов Оценки воздействия
на этнологическую среду в составе проектной документации
строительства двух одноцепных ЛЭП кВ НПС-15 - НПС-16
Материалы оценки воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации "Строительство двух одноцепных ЛЭП кВ НПС-15 - НПС-16" соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и Республики Саха (Якутия):
Конституции Российской Федерации;
Гражданскому Кодексу Российской Федерации;
Земельному кодексу Российской Федерации;
Федеральному закону от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации";
Федеральному закону от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
Федеральному закону от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ "О землеустройстве";
Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением от 4 февраля 2009 г. № 132-р Правительства Российской Федерации;
Распоряжению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р;
Приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. № 372 "Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации";
Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2009 г. № 565 "Об утверждении методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;
Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия);
Закону Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. 820-З № 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)".
Исследование представленных материалов ОВЭС показало, что работа в целом проведена с учетом требований Конституции Российской Федерации, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия) по коренным малочисленным народам Севера и этнологической экспертизе.
В представленных материалах содержится справка о современном социально-экономическом состоянии Олекминского и Алданского районов (т. 7, сс. 59-114).
Даны основные характеристики коренного и местного населения. Основные этнокультурные, социально-экономические и медико-демографические характеристики рассмотрены в следующих подразделах (т. 2).
Выполнена оценка традиционного природопользования территории, в том числе дана характеристика земель традиционного природопользования, где описаны состав земель, их общая площадь, дана оценка стоимости земель общинно-родовых хозяйств Алданского (КРО КМНС "Сэргээлэх", родовая община "Амга" родовая община "Киен Юрэх") и Олекминского (ПСХК "Киндигирь") районов (т. 6).
В материалах расчетов убытков ПСХК "Киндигирь", КРО КМНС "Сэргээлэх", родовой общины "Амга" родовой общины "Киэн Юрэх" даны характеристики традиционного природопользования, приведены данные по поголовью оленей, численность занятых в оленеводстве, экономические результаты хозяйственной деятельности данных общин (т. 6).
В исследовании показаны очень высокие показатели степени занятости коренного населения в традиционном природопользовании (при высоких показателях фактической безработицы), которые свидетельствуют о том, что подавляющая часть коренных жителей живет за счет традиционных видов деятельности, оленеводства, охоты (пушной и мясной), собирательства, что отличает сообщества коренных народов рассматриваемой территории.
В материалах отмечены факторы, которые влияют на комплексное традиционное хозяйство, в котором сочетание отраслей зависит в настоящее время не только от природных факторов, но и политических, экономических, экологических факторов.
Особо подчеркивается, что деятельность существующих кочевых родовых общин и домохозяйств имеет огромное значение для защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного природопользования, народных художественных промыслов, родного языка, а также для обеспечения коренных жителей экологически чистыми продуктами питания и товарами народного потребления.
Отмечено, что, с одной стороны, промышленное освоение региона служит для позитивно настроенных местных жителей определенной мотивацией в целях самореализации и самоутверждения личности, совершенствования образа жизни (социальной активности личности). С другой стороны, в условиях вторжения промышленных предприятий на исконные территории проживания местных жителей разрозненные мелкие родовые общины не могут производить товарную продукцию в том объеме, который возможен исходя из имеющихся материально-технических и трудовых ресурсов, так как в силу бедности и необеспеченности необходимыми производственными ресурсами вынуждены сосредотачиваться на выживании своих семей.
Под воздействие строительства объекта по материалам ООО СеверПроект попадут 3 родовые общины: РКО КМНС "Амга" с площадью 18,4237 га, КРО КМНС-Э "Сэргэлээх" с площадью 48,6267 га Алданского района и ПСХК КРО "Киндигирь" с площадью 15,6421 га Олекминского района по состоянию на 18 февраля 2013 г. Размер убытков, причиненных родовым общинам за период строительства (32 месяца), в случае единовременной выплаты составляет:
КРО КМНС "Амга" - 1 247 612 руб. (площадь - 18,4237 га);
КРО КМНС-Э "Сэргэлээх" - 2 795 728 руб. (площадь - 48,6267 га);
ПСХ КРО "Киндигирь" - 917 833 руб. (площадь - 15,6421 га).
По материалам корректировки землеустроительной и лесоустроительной документации по объекту в связи с изменением ширины полосы отвода (ООО "Геоинжстрой") под воздействие строительства двух одноцепных ЛЭП кВ НПС-15 - НПС-16 попадут 4 родовые общины: РКО КМНС "Амга" с площадью 54,8 га, КРО КМНС-Э "Сэргэлээх" с площадью 81,4 га, РКО КМНС "Киенг-Юрях" сплощадью 227 га Алданского района и ПСХК КРО "Киндигирь" с площадью 46,5 га Олекминского района по состоянию на 16 апреля 2013 г. Оценка убытков, причиняемых родовым общинам, выполнена (Некоммерческое партнерство по содействию оценочной и консультационной деятельности "Клуб Профессионал", г. Владивосток) на основе материалов оценки качества земель ООО НПК "Север Проект".
Размер убытков, причиненных родовым общинам за период строительства (32 месяца), в случае единовременной выплаты составляет:
КРО КМНС "Амга" - 1 513 000 руб. (площадь - 54,8 га);
КРО КМНС-Э "Сэргэлээх" - 2 939 000 руб. (площадь - 81,4 га);
ПСХ КРО "Киндигирь" - 993 000 руб. (площадь - 4 793 000 га);
РКО КМНС "Киенг-Юрях" - 4 793 000 руб. (площадь - 227,0 га).
Расчет ущерба коренным малочисленным народам Севера (КМНС) выполнен в соответствии с методикой исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2009 г. № 565 (далее - Методика).
Основой расчета убытков является геоботаническая карта и выполненные на ее основе тематические карты. Расчет размера убытков произведен на основе показателей ежегодного валового дохода при ведении традиционного природопользования хозяйств (оленеводство, охотничий и рыболовный промыслы, собирательство), попадающих под воздействие изысканий, строительства.
В материалах ООО "СеверПроект" в табличной форме представлены расчеты убытков для 3 родовых общин, попадающих в зону воздействия строительства объекта в случае единовременной выплаты. Площадь воздействия строительства объекта на земли традиционного природопользования определена по трем участкам: занимаемым, замкнутым и в зоне стрессового воздействия. При расчете упущенной выгоды применен коэффициент пересчета теряемого ежегодного валового дохода, равный 4,420.
В материалах ООО "Геоинжстрой" для согласования места размещения объекта (выбор земельных участков для строительства ЛЭП) в табличной форме представлены расчеты убытков для 4 родовых общин (под воздействие строительства объекта попадает кроме трех родовых общин еще одна родовая община - РКО КМНС "Киенг-Юрях"). Площадь воздействия строительства объекта на земли традиционного природопользования определена по двум участкам: занимаемым и в зоне стрессового воздействия (замкнутые площади участков отсутствуют). При расчете упущенной выгоды применен коэффициент пересчета теряемого ежегодного валового дохода, равный 6,193.
По итогам экспертизы материалов оценки воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации "Строительство двух одноцепных ЛЭП кВ НПС-15 - НПС-16", Экспертная комиссия этнологической экспертизы приходит к следующим выводам:
намечаемое строительство двух одноцепных ЛЭП кВ НПС-15 - НПС-16 соответствует требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера;
осуществление строительства двух одноцепных ЛЭП кВ НПС-15 - НПС-16 допустима и возможна в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Алданском и Олекминском районах Республики Саха (Якутия).
На основании вышеизложенного Экспертная комиссия этнологической экспертизы выносит положительное заключение на материалы оценки воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации "Строительство двух одноцепных ЛЭП кВ НПС-15 - НПС-16".
При этом экспертная комиссия этнологической экспертизы предлагает:
1. Заключить Соглашение о сотрудничестве по программам содействия устойчивому развитию и адаптации коренных малочисленных народов Севера в зоне воздействия проекта между заказчиком проекта, органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и уполномоченными представителями коренных малочисленных народов Севера с включением данного Соглашения и программ в материалы ОВЭС.
2. Заказчику проекта принять Программу этноэкологического мониторинга за проведением изысканий и строительством объектов, включающего и последующее уточнение размеров ущерба, как экологического, так и социально-экономического, в том числе и размера убытков землепользователей, содержание которого расписано в гл. 9 Отчета № 13/2013 ООО НПК "Северпроект".
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: