Распоряжение Правительства РС от 19.08.2015 N 899-р "Об утверждении положительного заключения Экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по оценке воздействия на этнологическую среду в составе проектной документации "Комплексные геолого-геофизические работы в области сочленения Лено-Тунгусской НГП и Лаптевской ПНГО"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 августа 2015 г. № 899-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ
ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА МАТЕРИАЛЫ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ЭТНОЛОГИЧЕСКУЮ СРЕДУ (ОВЭС) В СОСТАВЕ ПРОЕКТНОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ "КОМПЛЕКСНЫЕ ГЕОЛОГО-ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
В ОБЛАСТИ СОЧЛЕНЕНИЯ ЛЕНО-ТУНГУССКОЙ НГП И ЛАПТЕВСКОЙ ПНГО"
В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. 820-З № 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" и на основании пункта 22 раздела III Положения о порядке организации и проведения этнологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2011 г. № 428:
1. Утвердить положительное заключение Экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации "Комплексные геолого-геофизические работы в области сочленения Лено-Тунгусской НГП и Лаптевской ПНГО" согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Срок действия заключения Экспертной комиссии этнологической экспертизы материалов по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации "Комплексные геолого-геофизические работы в области сочленения Лено-Тунгусской НГП и Лаптевской ПНГО" установить на 5 (пять) лет.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Соловьева А.Ю.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА
Утверждено
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 19 августа 2015 г. № 899-р
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА МАТЕРИАЛЫ
ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭТНОЛОГИЧЕСКУЮ СРЕДУ (ОВЭС)
В СОСТАВЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ "КОМПЛЕКСНЫЕ
ГЕОЛОГО-ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ СОЧЛЕНЕНИЯ
ЛЕНО-ТУНГУССКОЙ НГП И ЛАПТЕВСКОЙ ПНГО"
Экспертная комиссия этнологической экспертизы по итогам рассмотрения материалов Оценки воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации "Комплексные геолого-геофизические работы в области сочленения Лено-Тунгусской НГП и Лаптевской ПНГО" экспертной группой в составе Шадрина В.И., научного сотрудника Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, руководителя группы, Бурцевой Е.И., доктора геологических наук, профессора кафедры менеджмента горно-геологической отрасли Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Слепцова А.Н., кандидата юридических наук, руководителя Центра правовых исследований устойчивого развития Арктики и коренных малочисленных народов Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Охлопкова И.М., кандидата биологических наук, ученого секретаря Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, отмечает следующее.
На государственную этнологическую экспертизу Республики Саха (Якутия) представлены следующие документы:
1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Морская часть. Предварительный отчет на 199 с.
2. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Сухопутная часть. Предварительный отчет на 158 с.
3. Материалы оценки влияния на этнологическую ситуацию (ОВЭС) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), территории Анабарского и Булунского улусов, в рамках проекта "Комплексные геолого-геофизические работы в области сочленения Лено-Тунгусской НГП и Лаптевской ПНГО", выполненной ООО НПК "СеверПроект" по заказу ООО АТН РФ на 126 с.
4. Материалы общественных слушаний в п. Тикси от 10.07.2013 на 3 с.
5. Сводные ведомости расчета убытков на 8 с.
6. Поконтурные ведомости расчета упущенной выгоды на 9 с.
7. Заключения № 19-1/2013 и 19-2/2013 об исчислении размеров убытков, причиненных хозяйствам Анабарского и Булунского улусов на 92 с.
8. Материалы по продуктивности рыбопромысловых ресурсов региона на 5 с.
9. Ответ ГНЦ ФГУГП "Южморгеология" от 13 марта 2014 г. № 891/1 на замечания экспертной группы Экспертной комиссии рассмотрения материалов по Оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации "Комплексные геолого-геофизические работы в области сочленения Лено-Тунгусской НГП и Лаптевской ПНГО" на 5 с.
10. Ответ Академии технологических наук Российской Федерации от 11 марта 2014 г. № 25-А/175 на 1 с.
11. Заключение ФГБУ "Центральное управление по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и акклиматизации" на 10 с.
Общие выводы по оценке воздействия на этнологическую
среду проекта "Комплексные геолого-геофизические работы
в области сочленения Лено-Тунгусской НГП и Лаптевской ПНГО"
по материалам ОВЭС
Материалы оценки воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации "Комплексные геолого-геофизические работы в области сочленения Лено-Тунгусской НГП и Лаптевской ПНГО" соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и Республики Саха (Якутия):
Конституции Российской Федерации;
Гражданскому Кодексу Российской Федерации;
Земельному кодексу Российской Федерации;
Федеральному закону от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации";
Федеральному закону от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
Федеральному закону от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ "О землеустройстве";
Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 132-р;
Распоряжению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р;
Приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. № 372 "Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации";
Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2009 г. № 565 "Об утверждении методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации";
Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия);
Закону Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. 820-З № 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)".
В представленных материалах содержится справка о современном социально-экономическом состоянии Анабарского и Булунского улусов.
Выполнена оценка традиционного природопользования территории, в том числе дана характеристика земель традиционного природопользования, где описаны состав земель, их общая площадь, дана оценка стоимости земель общинно-родовых хозяйств Анабарского (СХК КРО "Уоттаах-Хайа", ПК КРО Улахан-Кюель, РО КМНС - долганов "Уэле", РКО КМНС - эвенков "Тэрпэй", МУОПП "Арктика", МУОПП им. Героя труда Ильи Спиридонова) и Булунского (МУП "Таймылырский", КФХ "Скрыбыкин И.Г.") районов.
В материалах расчетов убытков общин даны характеристики традиционного природопользования, приведены данные по поголовью оленей, численность занятых в оленеводстве, экономические результаты хозяйственной деятельности данных общин.
Исчисление размера убытков производилось в соответствии с Методикой исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2009 г. № 565.
Представлены расчеты убытков для всех общин, попадающих в зону комплексных геолого-геофизических работ в области сочленения Лено-Тунгусской НГП и Лаптевской ПНГО. Компенсационные платежи должны составить сумму 5 930 102 руб., в т.ч.:
МУП "Таймылырский" - 67 772 руб.
КФХ "Скрыбыкин И.Г." - 197 388 руб.
СХК КРО "Уоттаах-Хайа" - 649 662 руб.
ПК КРО "Улахан Кюель" - 1 181 253 руб.
РО КМНС - долганов "Уэле" - 553 490 руб.
РКО КМНС - эвенков "Тэрпэй" - 309 086 руб.
МУОПП "Арктика" - 1 299 950 руб.
МУОПП имени Героя труда Ильи Спиридонова - 1 671 501 руб.
Расчеты убытков формировались по каждой родовой общине отдельно с учетом качества охотничьих угодий, оленьих пастбищ, рыбопромысловых участков, их зонирования по зонам воздействия, выпасаемого числа оленей и множества других существенных параметров, что видно из текстов самих отчетов, предоставленных ООО НПК "СеверПроект".
По итогам экспертизы материалов Оценки воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) и проектной документации "Комплексные геолого-геофизические работы в области сочленения Лено-Тунгусской НГП и Лаптевской ПНГО", Экспертная комиссия этнологической экспертизы приходит к следующим выводам:
намечаемые комплексные геолого-геофизические работы в области сочленения Лено-Тунгусской нефтегазоносной провинции (НГП) и Лаптевской потенциально нефтегазоносной области (ПНГО) соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера;
осуществление комплексных геолого-геофизических работ в области сочленения Лено-Тунгусской нефтегазоносной провинции (НГП) и Лаптевской потенциально нефтегазоносной области (ПНГО) допустима и возможна в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Анабарском и Булунском улусах Республики Саха (Якутия).
На основании вышеизложенного Экспертная комиссия этнологической экспертизы выносит положительное заключение на материалы "Комплексных геолого-геофизических работ в области сочленения Лено-Тунгусской НГП и Лаптевской ПНГО".
При этом Экспертная комиссия этнологической экспертизы предлагает:
1. Для смягчения негативных социальных, культурных и экологических последствий проведения работ в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера заключить Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между заказчиком, исполнителем проекта, органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления Анабарского и Булунского улусов, общественными организациями коренных малочисленных народов Севера Анабарского и Булунского улусов Республики Саха (Якутия) по поддержке заранее согласованных инициатив, обеспечивающих устойчивое развитие традиционного природопользования и сохранение культуры коренных малочисленных народов Севера в условиях реализации проекта с включением данного Соглашения в материалы ОВЭС.
Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве должно быть направлено на развитие поселений коренных малочисленных народов Севера, их общин, территорий, реализацию программ сохранения культуры с вовлечением местных сообществ в новые экономические отношения, возникающие в ходе реализации проекта. Они предусматривают не только профессиональное обучение и индивидуальное трудоустройство представителей коренных малочисленных народов Севера, но и взаимовыгодное сотрудничество компаний и организаций коренных малочисленных народов Севера, связанных с переработкой и маркетингом продукции традиционного природопользования, традиционных промыслов, участием в некоторых видах работ, в этноэкологическом мониторинге реализации проекта.
2. В целях обеспечения эффективной реализации Соглашения и координации деятельности органов местного самоуправления, органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных государственных природоохранных органов, организаций коренных малочисленных народов Севера, а также общественности рекомендуется образовать постоянно действующий этноэкологический совет на общественных началах при органах местного самоуправления. Для предотвращения возможных конфликтных ситуаций в комиссию должны входить представители компании, осуществляющей проект, представители общин коренных малочисленных народов Севера, исполнительных органов государственной власти и надзорных органов, а также представители общественности, которые будут осуществлять взаимодействие всех заинтересованных сторон.
3. Рекомендуется разработать Программу смягчения негативного воздействия проекта на традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, адаптации и устойчивого социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера Анабарского и Булунского улусов в условиях изменений, возникающих в ходе реализации проекта, которая должна включать:
а) широкое оповещение заинтересованных сторон о месте, времени, целях и деятельности проекта и проведении его общественного обсуждения;
б) проведение общественного обсуждения проекта в местах расположения органов государственной власти и с затрагиваемыми проектом сообществами коренных малочисленных народов Севера;
в) создание многосторонней общественной структуры, в которую входят представители компании, осуществляющей проект, представители общин коренных малочисленных народов Севера, исполнительных органов государственной власти и надзорных органов, а также представители общественности, которые будут осуществлять взаимодействие всех заинтересованных сторон;
г) разработку процедуры учета мнений и рассмотрения жалоб населения в зоне осуществления проекта;
д) подписание Социально-экономического Соглашения о сотрудничестве между заинтересованными сторонами. В Соглашении должны быть учтены мнения и ожидания коренных малочисленных народов Севера, а также общественности.
Примерный состав мероприятий Программы смягчения негативного воздействия проекта на традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, адаптации и устойчивого социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера Анабарского и Булунского улусов в период осуществления проекта:
подписание договоров о компенсационных выплатах убытков исконной среде обитания и традиционному образу жизни пользователям земель, затронутых проектом, рассчитанных по утвержденной Методике;
заключение договора о временной занятости по привлечению представителей коренных малочисленных народов Севера в качестве проводников при разработке проекта и консультантов по вопросам урегулирования претензий и минимизации ущерба, наносимого территориям, где коренные малочисленные народы Севера не являются юридическими пользователями, но используют пастбища, охотничьи и рыболовные угодья, места сбора дикоросов в зоне осуществления проекта;
в рамках реализации соглашения предусмотреть возможные варианты закупки сотрудниками отряда сейсморазведки продукции традиционного природопользования. Это мясо, рыба, дикоросы, изделия художественных промыслов;
проведение совместной работы с органами местного самоуправления, учреждениями культуры и отдельными гражданами по предоставлению и использованию информации местных краеведов, а также традиционных знаний старейшин о расположения памятников археологии, объектов историко-культурного и природного наследия, священных мест, мест захоронений, оказавшихся в зоне реализации проекта для совместной разработки мер по сохранению указанных объектов историко-культурного наследия;
возможна договоренность с органами местного самоуправления, учреждениями культуры и общественными организациями коренных малочисленных народов Севера об участии представителей заказчика и исполнителей проекта в проведении традиционных праздников коренных малочисленных народов Севера в период осуществления проекта.
4. Для предотвращения и минимизации отрицательного воздействия в результате осуществления проекта и предотвращения конфликтных ситуаций принять Программу этноэкологического мониторинга за проведением изысканий с привлечением местных научных организаций (Институты СО РАН, СВФУ им. М.К. Аммосова и др.), включающего и последующее уточнение размеров ущерба, как экологического, так и социально-экономического, в том числе и размера убытков землепользователей.
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: